Южная школа» в литературе США. Трилогия Фолкнера.

Отношения юга и севера в истории США – сложные. Север – рационализм, бизнес, конторы, банки. В промышленном смысле опережал. Юг – в каком-то смысле феодальный. Рабство отменили в одно время с Россией. Война между севером и югом, в которой юг хотел отделиться. Север, конечно, победил. Но читая Фолкнера, мы видим, что юг не смирился, он не хочет принимать порядки.

После того, как юг потерпел поражение, юг остался собой. Люди севера, как Хемингуэй – строгие, рациональные. Южане – эмоциональные. В 20 веке появились писатели южане, которые вдруг заявили о том, что настоящей победы в гражданской войне не было. Юг не хочет жить по законам севера. Появились Глазгоу, Тэйт, Митчелл. Возглавил Фолкнер. У Фолкнера все не так, как на севере. Роман «Осквернитель праха». Фолкнер как южанин – гуманный человек, но юридическое равенство не решит проблемы расовой. Это физиологическая проблема. Разное мироощущение, разная психика и реакция. Фолкнер задумывается над глубинными противоречиями рас. Фолкнер уверен, что процесс интеграции очень тяжелый. Это голос южанина, который лучше знает проблему. На юге все другое, не как на севере. У Митчелл – роман о победе севера, но в честь юга. Юг выглядит честнее. Эти авторы реабилитировали юг. Фолкнер считает, что на юге сохранились нравственные ценности, которых нет на севере. Там сохранились ЛЮДИ, у которых сохранились чувства. Американский юг – бунт против рационализма, засилья бизнеса и доллара. Ломка привычных ценностей в послевоенный период, болезненное чувство отчуждения людей друг от друга придают южному мифу гротескный характер, отсюда подчёркнутый физиологизм и уродство некоторых персонажей. Фолкнеровская ненависть к современности очевидна. Истоки её в неприятии цивилизации, которая обезличивает и, по словам Р.П. Уоррена, превращает человека в «номер шифра» или «кривую на диаграмме». Фолкнеровский стиль чрезвычайно сложен: синкопический ритм, ретардации, внезапные перемещения временных пластов, паутина случайных ассоциаций, а также «плотность» восприятия, то есть стремление исследовать объект с различных ракурсов, не всегда сходящихся в едином фокусе. Чрезмерные преувеличения - излюбленный приём Фолкнера. В определённом смысле писатель старается занять «богоравную» (надчеловеческую) позицию, пытается выразить невыразимое, то есть ставит задачу, вполне свойственную максимализму южной классики. Безусловно, проза Фолкнера есть реакция на литературу поверхностного реализма.

Основными идейно-эстетическими параметрами южной традиции являются: общинный характер бытия и сознания как фундаментальной основы южного социума и регионального менталитета, мифологизация истории и пространства, культурное взаимодействие эпох, идея исключительности Юга и апологетика специфического южного пути, противопоставляемого коммерческой цивилизации индустриального Севера.