Постмодернизм в западноевропейской литературе. Проза постмодернизма (У. Эко, М. Кундера, П. Акройд, Дж. Барнс, М. Павич) (тут много и всё нужно).

В мировой литературе второй половины и конца ХХ века сосуществуют и развиваются различные стили и направления - традиционный реализм, элитарный модернизм, шокирующий авангард, игровой постмодернизм, а также различные явления с приставкой нео- (необарокко, неоромантизм, неонатурализм и др.). Если раньше литературные школы чередовались, то теперь все течения и направления существуют одномоментно. Однако, несомненно, центральным направлением в современной литературе является постмодернизм, хотя литературоведы уже поговаривают о его скорой смерти и начале другой эпохи - «постпостмодернизма».

Признаки постмодернизма: рациональность, переосмысление, упорядоченность, аналитичность, логичность, приоритет содержания над формой, многоуровневость текста, интертекстуальность и гипертекстуальность, т.е. представление о том, что все есть Текст, текст без границ.

Характерные особенности постмодернистского текста:

Интертекстуальность. Автор постмодернистского текста сознательно ориентируется на использование в качестве «строительного материала» для своих произведений элементов прошлых культур. В постмодернистском тексте различия между «чужим» и «своим» словом стираются, и читатель не всегда может понять, где заканчивается авторская фантазия и начинается «чужой» текст. Принципы «интертекстуальности»:

1) «нет текста, кроме интертекста»;

2) любой текст есть реакция на предшествующий текст, когда в одном тексте соприсутствуют два и боле текстов - явление «текст в тексте».

Ранним обращением к интертекстуальности в XX веке, повлиявшем на последующих постмодернистов, является рассказ «Пьер Менар, автор Дон Кихота» Борхеса, главный герой которого переписывает «Дон Кихота» Сервантеса - книгу, которая в свою очередь восходит к традиции средневековых романов. «Пиноккио в Венеции» Роберта Кувера соединяет Пиноккио со «Смертью в Венеции»Томаса Манна. «Имя Розы» Умберто Эко принимает форму детективного романа и отсылает к текстам Аристотеля, Конан Дойла и Борхеса.

3) Переосмысление и комментирование культуры считается средством ее сохранения и развития. Развивается самокомментирование или комментирование собственного, но несуществующего произведения. Например, у Борхеса - примечания к несуществующим текстам. В результате появляются новые жанры, напр., «роман-комментарий». Первый к такому жанру обращается Набоков. Его роман «Бледный огонь» - это псевдопародийный комментарий. Автор может использовать жанр комментария как необходимую часть своего произведения. Так, Умбэрто Эко пишет комментирующую статью, которую называет «Заметки на полях «Имени Розы»; в состав романов «Игра в классики» Хулио Кортасара и «Хазарский словарь» Милорада Павича входят руководства по чтению текста. В 1979 г. Станислав Лем выпустил сборник «Совершенный вакуум», состоящий из рецензий на воображаемые книги, и сборник сразу же стал бестселлером.

4) Для постмодернистской литературы характерны тексты, созданные на грани «интеллектуальной» и «массовой литературы» (китча). В таких произведениях обыгрываются штампы массовой литературы, их авторы иронизируют над «массовой культурой». В качестве характерного примера в западноевропейской литературе можно назвать романы канадца Дугласа Коупленда «Поколение икс», англичанина Чарльза Буковского «Макулатура», американца Энтони Берджеса «Заводной апельсин», в русской - Виктора Пелевина («Жизнь насекомых», «Поколение пи», «Чапаев и Пустота»).

5) Появляются новые разновидности жанров и смешение жанров, высоких и низких стилей, т.н. «стилевой синкретизм». Подзаголовки постмодернистских текстов часто указывают на разновидность жанра, напр., «примечания к примечаниям». Также создаются тексты на границе различных сфер знания: литературы и философии, науки: литературоведения, психологии, биологии и др., в результате возникают «художественно-нехудожественные» тексты. Сюда же можно отнести и принцип пастиша - комбинирование, склеивание элементов разных произведений. Может быть данью стилям прошлого или пародией на них.Уильям Берроуз использует научную фантастику, детективы, вестерны; Маргарет Этвуд - научную фантастику и сказки; Умберто Эко обращается к детективу, сказкам и научной фантастике.

6) В романе Дж. Барнса «История мира…» представлена история всемирного потопа, увиденная глазами древесных червей. Этот рассказ поставлен в один ряд с историями современных кораблекрушений, катастроф, рассказанными людьми. Свидетельства насекомых и человека оказываются равноправными, и еще вопрос, кто из них правдивей. Роман Тибора Фишера «Коллекционная вещь», где главная героиня - древняя ваза.

7) Фрагментарность и принцип монтажа. Сюжет в постмодернистском тексте есть, но он построен по особым правилам. Напр., флэшбек (англ. flashback) - способ построения сюжета, при котором события излагаются не в хронологическом порядке. Напр., не 1-2-3, а 1-6-1-7-3-4-5 (как, напр., в фильме Тарантино «Криминальное чтиво»).

8) Игра. В постмодернистском тексте интеллектуальное и игровое начало неотделимы друг от друга. Это может быть «игра в…», хорошую или плохую литературу. В романе могут быть представлены стилистические упражнения на тему любовного романа или детектива, причем сам текст ни тем, ни другим не является. Читателю нужно быть внимательным.

9) Литература «черного юмора» - разновидность американского постмодернизма 60-70-х гг. Для нее характерна художественно обоснованная идея абсурдности бытия, подкрепленная гротескным изображением жизни современной Америки. Яркий представитель: американский писатель Джон Симонс Барт («Плавучая опера» - «нигилистическая комедия», «Конец пути» - «нигилистическая трагедия», «Торговец травкой» - пародийный роман воспитания). Джон Барт о своих романах - это романы «унижения и осмеяния». Своими учителями в «обновлении» литературы называет Борхеса, Беккета, Набокова. Для постмодернистов типично обращение с серьёзными темами в игривом и юмористическом ключе: так например Хеллер, Воннегут и Пинчон говорят о событиях Второй мировой войны. Томас Пинчон часто использует нелепую игру слов внутри серьёзного контекста.

10) Метапроза - это текст о тексте; деконструктивистский подход, который делает искусственность искусства и вымышленность вымысла очевидным читателю. Так например, в романе Итало Калвино «Если однажды зимней ночью путник» говорится о читателе, который пытается читать роман с таким же названием. Курт Воннегут также использовал этот метод: первая глава его романа «Бойня номер пять» посвящена процессу написания романа; в остальных главах мы встречаемся с голосом автора, который пишет эту книгу. Хотя бо́льшая часть романа посвящена собственным переживаниям Воннегута во время бомбардировки Дрездена, Воннегут постоянно подчеркивает искусственность центрального сюжета, который содержит явно вымышленные элементы: инопланетян и путешествия во времени.

Историческая метапроза - произведения, в которых реальные события и фигуры додумываются и изменяются; известными примерами являются «Генерал в своём лабиринте» Маркеса о Симоне Боливаре, «Попугай Флобера» Джулиана Барнса о Гюставе Флобере. Джон Фаулз подобным образом поступает с викторианской эпохой в «Женщине французского лейтенанта».

Любой постмодернистский текст многослоен. Он одновременно рассчитан как на элитарного, так и на массового читателя. Фундаментальная филологическая подготовка понадобится читателю для полной «дешифровки» текста, потому что постмодернистский текст всегда закодирован, иногда сложным тройным кодом. Интеллектуальное начало, как правило, зашифровано, а на поверхности останется увлекательный, чаще всего цитатный сюжет. Таким образом, в постмодернистской открытой текстовой структуре читатель включается в создание текста, и автор рассчитывает на его богатое воображение и фундаментальную филологическую подготовку - без этого окончательная дешифровка текста зачастую просто невозможна.