Порядок ведения и отражения в учете кассовых операций. Документальное оформление движения денежных средств.

Все предприятия независимо от организационно-правовых форм и вида деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков и основную часть расчетов по своим обязательствам осуществлять в безналичном порядке. Однако существуют такие виды расчетов, которые требуют использования наличных денег, поэтому каждое предприятие должно иметь кассу, через которую осуществляются расчеты наличными деньгами. Операции, связанные с принятием, хранением, выдачей наличности кассами предприятий, называются кассовыми операциями.
С 1 января 2012 года на территории РФ введен новый порядок ведения кассовых операций, который должны соблюдать не только юридические лица (в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения), но и индивидуальные предприниматели (Положение ЦБ РФ от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой)
Для ведения кассовых операций юридические лица, индивидуальные предприниматели должны установить лимит остатка наличных денежных средств, который может храниться в кассе. Под кассой имеется в виду место для проведения кассовых операций. Это место определяет руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель. Лимит определяется на конец рабочего дня после выведения остатка в кассовой книге.
Лимит определяет само юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, а не обслуживающий банк. Об установленном лимите в обязательном порядке следует издать распорядительный документ (к примеру, приказ, распоряжение). За банками сохраняются полномочия по контролю за соблюдением кассовой дисциплины, в том числе, за превышением лимита. Это следует из пункта 2.14 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории российской федерации от 05.01.98 № 14-П. Банки по-прежнему должны проверять своих клиентов не реже одного раза в два года.
Наличные деньги сверх установленного лимита следует хранить на банковских счетах в банках. Деньги в банк, инкассаторам или на почту должен сдавать уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или его уполномоченный представитель
Поступающая в кассу предприятия выручка может расходоваться на следующие цели:

o на заработную плату,

o иные выплаты работникам (в том числе социального характера),

o стипендии,

o командировочные расходы,

o на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг,

o выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, не оказанные услуги,

o выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц.

Документальное оформление кассовых операций осуществляет­ся на унифицированных формах первичной учетной документации, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации». Это следующие формы:

o форма № КО-1 «Приходный кассовый ордер»;

o форма № КО-2 «Расходный кассовый ордер»;

o форма № КО-3 «Журнал регистрации приходных и расход­ных кассовых документов»;

o форма № КО-4 «Кассовая книга»;

o форма № КО-5 «Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств».

Вести кассу и подписывать кассовые документы имеет право кассир, наделенный соответствующими должностными правами и обязанностями и ознакомленный с ними под роспись.
При наличии нескольких кассиров один из них назначается старшим.
Допускается вариант, при котором кассовые операции совершает сам руководитель.
Приходный кассовый ордер и Расходный кассовый ордер подписывается главбухом или простым бухгалтером, а при их отсутствии — руководителем или кассиром.
Если кассой занимается сам директор, то на ПКО (РКО) будет стоять только его подпись.
Кассир должен иметь образцы подписей руководителя, главбуха и бухгалтеров, подписывающих приходные и расходные ордеры.
Перед каждым принятием (выдачей) денег кассир обязан сличать подписи на ПКО и РКО с теми, что указаны в образцах.
Кассовые документы должны быть заполнены работником бух­галтерской службы четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выписаны с использованием технических средств. Подчистки, по­марки или исправления в этих документах не допускаются.
Наличные деньги из банка получают по чекам, которые выпи­сываются на имя кассира или лица, исполняющего его обязанности. В чеке указывается назначение получаемой суммы. Отрывная часть чека остается в банке, а корешок чека (с указанием суммы) служит оправдательным документом для записи данной операции в учет­ных регистрах организации.