Морально-практическая философия И.Канта. «Категорический императив». Соотношение морали и религии. Социально-философские идеи Канта.

К центральным проблемам этики Канта относятся проблемы свободы и необходимости. Чело­век, с одной стороны, есть всего лишь одно из «явлений» («вещей для нас») в мире природы. Но, с другой стороны, человек при­надлежит к числу умопостигаемых «вещей самих по себе», есть субъект нравственного сознания и потому свободен. Отсюда человек выс­тупает как необходимая сущность (явление) в одном отношении и как свободная сущность («вещь самих по себе») — в другом.

Следуя Руссо, Кант утверждает, что каждый человек, каждая лич­ность является самоцелью, поэтому личность не может быть сред­ством при решении любых задач, даже задач по достижению всеобще­го блага. Отсюда следует кантовский категорический императив как морально-нравственный закон, которым должен руководствоваться человек, имеющий две формулировки:

• «...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»1;

• «...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не от­носился бы к нему только как к средству»2.

Категорический императив может проявляется в двух видах: в легальных поступках и моральных.

Судьба учения. Под непосредственным влиянием Канта развива­лась вся немецкая классическая философия, в конце XIX в. возникло неокантианство, кроме того, Кант оказал влияние на философию жизни, феноменологию, позитивизм и многие другие течения (схема 123).