Морально-практическая философия И.Канта. «Категорический императив». Соотношение морали и религии. Социально-философские идеи Канта.
К центральным проблемам этики Канта относятся проблемы свободы и необходимости. Человек, с одной стороны, есть всего лишь одно из «явлений» («вещей для нас») в мире природы. Но, с другой стороны, человек принадлежит к числу умопостигаемых «вещей самих по себе», есть субъект нравственного сознания и потому свободен. Отсюда человек выступает как необходимая сущность (явление) в одном отношении и как свободная сущность («вещь самих по себе») — в другом.
Следуя Руссо, Кант утверждает, что каждый человек, каждая личность является самоцелью, поэтому личность не может быть средством при решении любых задач, даже задач по достижению всеобщего блага. Отсюда следует кантовский категорический императив как морально-нравственный закон, которым должен руководствоваться человек, имеющий две формулировки:
• «...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»1;
• «...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»2.
Категорический императив может проявляется в двух видах: в легальных поступках и моральных.
Судьба учения. Под непосредственным влиянием Канта развивалась вся немецкая классическая философия, в конце XIX в. возникло неокантианство, кроме того, Кант оказал влияние на философию жизни, феноменологию, позитивизм и многие другие течения (схема 123).