Пантеизм Б. Спинозы. Учение о субстанциях. Этика Спинозы.
Бенедикт Спиноза (1632— 1677) родился в семье еврейских эмигрантов в Амстердаме.
Центральное место в философии Спинозы занимало понятие субстанции. У Спинозы есть только одна субстанция, являющаяся причиной самой себя. Она есть одновременно и Бог, и Природа, т.е. Бог = Природа (пантеизм). Эта субстанция является: 1) свободной; 2) вечной; 3) бесконечной; 4) не делимой и не имеющей частей.
Субстанция обладает бесконечным количеством атрибутов и проявляется в бесконечном количестве модусов. Из бесконечного числа атрибутов людям известны только два: протяженность и мышление. Модусы представляют собой некую реализацию атрибутов и их конкретизацию. Модусы бывают бесконечные и конечные. Бесконечные модусы занимают промежуточное положение между атрибутами и конечными модусами. Так, атрибут «мышление» проявляется в бесконечном модусе «бесконечный разум» и «бесконечная воля»; а атрибут «протяженность» — в бесконечных модусах «движение и покой». На базе бесконечных модусов каким-то образом возникают все конечные, т.е. различные, конкретные телесные вещи, явления, мысли.
Гносеология. Познание окружающего мира происходит у Спинозы через субстанцию, которая объединяет все атрибуты и модусы.
Этика. Как и многие античные мыслители, главную цель философии Спиноза видит в обретении счастья, для чего необходимо полное освобождение от страстей.
Судьба учения. Монизм, пантеизм и рационализм Спинозы оказал заметное влияние на таких представителей немецкой классической философии, как Шеллинг и Гегель.