Теория идей Платона. Теория познания Платона. Учение Платона об идеальном государстве.
Платон (427—347 гг. до н.э.) — величайший древнегреческий философ. Родом из афинской аристократической семьи. Подлинное имя Платона — Аристокл, «Платон» — прозвище, означающее «широкоплечий».
Учение об идеях. Вслед за элеатами Платон отличает истинный мир — царство идей — от кажущегося и нереального чувственного, телесного мира. Но в отличие от парменидовского бытия = мышления, являющегося цельным и нерасчлененным, платоновское идеальное царство есть духовное множество, состоящее из идей.
Каждая идея вечна и неизменна; число идей очень велико, но не бесконечно. Существуют идеи конкретных объектов (идея кошки, собаки, человека), идеи свойств и отношений (идея белизны, красоты), идеи математических объектов и нравственных явлений (идея единицы, идея мужества), идеи четырех стихий и т.п. Но царство идей — это мир только благих сущностей. Поэтому не существует идеи грязи или идеи преступления.
Царство идей обладает своей иерархией и пирамидальной структурой; между идеями существуют отношения подчинения и соподчинения. Венчает пирамиду идея «Блага» или идея «Единого».
Для объяснения чувственного мира с его изменчивостью, множественностью и отрицательными явлениями Платон был вынужден ввести понятие материи («хора»). Материя телесна, но она мертва, бесформенна и непознаваема, материя вечна.
Между идеями и вещами чувственного мира существует взаимосвязь: идеи являются прообразами вещей.
Космология и космогония. Наряду с такими первоначалами, как идеи и материя, Платон признает еще наличие Ума-демиурга.
Ум-демиург'(или бог) является творцом — устроителем мира, он порождает Мировую душу и как бы организует материю, вкладывая в нее идеи как целесообразные причины, он же творит и других богов. Космос, по словам Платона, «живое существо, наделенное душой и умом».
Учение о душе. Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа возносится на небо (в царство идей) и пребывает там. Затем падает опять на землю и вселяется в тело новорожденного ребенка и т.д.
Гносеология. Знание не есть ни ощущение, ни правильное мнение, ни соединение правильного мнения со смыслом. Во всех этих случаях знание должно быть отграничено от чувственности и должно рассматриваться не как результат чувственных восприятий, а как предшествующее им условие. То есть знать или познавать, по Платону, – это припоминать.
Учение о государстве. Платон создал одну их первых в истории человечества моделей идеального государства. Это государство существует не ради людей, а ради самого себя. Все живущие в нем делятся на три группы: правители-философы, стражи (воины) и ремесленники с земледельцами. Отбор в каждую из групп происходит в рамках системы образования, т.е. самые способные – становятся философами-управителями и т.д.
Причина возникновения государства, по Платону, в общественном разделении труда между людьми. Самая важная составляющая государства – его экономическая целесообразность существования, поэтому даже женщины должны освобождаться от «ноши» воспитания детей (их предполагалось отбирать у матери, что должно было, по наивным предположениям Платона, вызвать любовь у женщины ко всем детям и одновременно освободить для служения государству).
Так называемое противоречие между желаниями индивида и общественным долгом является, по Платону, заблуждением. В правильном обществе то, что желает индивид, является тем, что требует от него общество, а именно: каждый человек стремится к реализации своих наилучших качеств и удовлетворению своих действительных потребностей посредством разделения труда, основывающегося на справедливом распределении профессиональных обязанностей.