Вопрос 26 Общая характеристика культуры Древней Греции «Век Перикла», Периуд создания классических образов скульптуры, архитектуры и литературы

«КРАСОТА, ВОПЛОЩЕННАЯ В ПРОСТОТЕ». Перикл не только заботился об укреплении военной и экономической мощи Афин, он видел сколь значимы духовные, культурные, художественные ценности в жизни любого общества. Обладая немалой властью и авторитетом, он поощрял, стимулировал труд скульпторов, художников, архитекторов, литераторов. Плутарх свидетельствует: «После того как государство было в достаточной мере снабжено всем необходимым для войны, Перикл выдвинул грандиозный план построек, с целью, во-первых, принести бессмертную славу государству и, во-вторых, улучшить материальное положение свободного гражданина». В основе этих проектов лежали как идеологические, так и экономические соображения. Крупные сооружения требовали привлечения большого числа рабочих разнообразных специальностей. Высокий уровень ремесел в Афинах обеспечивал успех подобных смелых замыслов. И сегодня миллионы туристов, приезжающих в Грецию, спешат взглянуть прежде всего на устоявшие перед безжалостным временем фрагменты архитектурных шедевров, сотворенных в «век Перикла».
В первую очередь Перикл занялся реконструкцией святилищ Акрополя. В это время создано несколько величайших произведений архитектуры и искусства, не считая множества статуй. Это Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон, храм Афины Паллады.
В них реализовался эстетический принцип эпохи: «красота, воплощенная в простоте». Перикл задумал создать в Акрополе монументальный ансамбль парадных зданий. И воплотил замысел в жизнь!

Самым прославленным творением эпохи Перикла был храм Парфенон. Парфенон был не только храмом, но и хранилищем государственной казны, монументом в честь победы над персами. Он был построен из мрамора, в отделке колонн присутствуют элементы дорического и коринфского стиля. Греки создали два основных архитектурных ордера, или стиля, древнейший, дорийский и более поздний ионический.
Парфенон имел 70 метров в длину, 31 – в ширину. Колонны достигали 10-метровой высоты. При этом все объемы, все архитектурные решения Парфенона отмечены редкой гармонией, которая дополнялась изяществом отделки. Фидий собственноручно высек большую часть украшений внутри храма, в частности горельефы, которые запечатлели мифологические сцены торжества человека над стихийными силами природы. Для греков это было также живым напоминанием о победе над персами. Изображались не только боги, но и простые люди: всадники, девушки, покинувшие свои гинекеи, старцы… Так Перикл и Фидий стремились напомнить о вкладе народа в возвышение своего государства.

Мирон (вторая четверть V в. до н. э.), работавший в бронзе, считается первым великим скульптором, создателем статуй атлетов. Среди знаменитых его созданий – «Дискобол», фигура, запечатлевшая бросок диска.
Другому скульптору, Поликтету (вторая половина V в. до н. э.), удавались образы атлетов победителей, что отвечало представлениям эллинов о доблестных гражданах, способных отстоять отечество. Верный природе, акцентирующий динамику человеческого тела, Поликтет наряду с Фидием – представитель высокого классического стиля.