Создание трактора
«Трактор (новолат. — tractor или от лат. traho — тяну, тащу) — это самодвижущаяся гусеничная или колесная машина, выполняющая разнообразные сельскохозяйственные, землеройные, дорожно-строительные и другие работы»[6, стр. 187]. Первые колесные тракторы с паровыми машинами появились в Великобритании и Франции в 1830 г. и применялись на транспорте и в военном деле, а с 1856 г. — и в сельском хозяйстве.
«Прототип современного трактора был сконструирован в 1888 г. русским механиком-самоучкой Федором Абрамовичем Блиновым, который он демонстрировал в 1889 г. на Саратовской, а в 1896 г. на Нижегородской выставках»[6, стр.189].
Гусеницы были разработаны Дмитрием Андреевичем Загрижским, который в 1837 г. создал «экипаж с подвижными колесами», т. е. на гусеничном ходу.
«В создании трактора Блинова принимал участие его ученик, Я. В. Мамин, который в дальнейшем построил самоходную тележку с двигателем внутреннего сгорания собственной в конструкции. Это был нефтяной четырехтактный двигатель с бескомпрессорным насосом распыления топлива и с самовоспламенением при сжатии воздуха («русский дизель»). В 1911 г. Яков Васильевич Мамин создал дизельный колесный трактор облегченной конструкции, назвав его «Русский трактор». Балаковский машиностроительный завод выпустил 110 таких тракторов»[6, стр. 190].
Учитывая потребность сельского хозяйства в тракторах различной мощности, Я. В. Мамин разработал в 1913 г. три типа машин: «легкий» трактор под названием «Универсал», более крупный трактор «Посредник» и «Прогресс».
В 1919 г. Я. В. Мамин создал трехколесный трактор «Гном» с нефтяным двигателем и с двухскоростной коробкой передач, позволяющей трактору двигаться со скоростями 3 и 4 км/ч. В 1920 г. им был сконструирован более компактный трактор с реверсированием — «Карлик».
«В народном хозяйстве используются трактора различного назначения: в сельском хозяйстве — общего назначения, пропашные, садово-огородные, болотные, горные и др.; в лесном хозяйстве — трелевочные тракторы; в других областях — промышленные тракторы различных модификаций, т. е. с учетом установки на них погрузочного, бульдозерного, рыхлительного, кранового и прочего оборудования» [6, стр.191].