Изобретение автомобиля

«Автомобиль (греч. autos — сам + лат. mobilis — подвижный) — самодвижущееся механическое транспортное средство (лат. transporto — перемещаю, перевожу)» [6, стр.183].

Оригинальную «самокатку» (четырехколесную повозку) изготовил в 1770 г. И. П. Кулибин. В последующем в 1752 году русский изобретатель Л. Л. Шамшуренков создал четырехколесный экипаж, приводящийся в движение мускульной силой двух человек.

«В 1773 г. изобретатель Н. Ж. Кюньо создал паровой автомобиль. В 1874 г. австрийский чиновник Зигфрид Маркус сконструировал газовый автомобиль. Однако «повозка» Маркуса была неуклюжа, развивала скорость до 9 км/ч и издавала дурной запах выхлопных газов, а поэтому была запрещена для серийного производства австрийскими властями»[6, стр.183].

Готлиб Даймлер, немецкий изобретатель, в 1885 г. сконструировал маломощный эффективный быстродействующий бензиновый двигатель, который установил сначала на мотоцикл, а затем, в 1886 г. на четырехколесную повозку, которая и стала первым автомобилем в нынешнем смысле слова. Независимо от Даймлера «немец Карл Бенц в 1885 году построил трехколесную коляску с горизонтальным одноцилиндровым бензиновым двигателем, которая развивала скорость до 15 км/ч. На своем автомобиле Бенц с женой и детьми совершил стокилометровое путешествие, доказав этим пригодность транспорта для поездки. В 1893 г. К. Бенц построил четырехколесный автомобиль с двигателем мощностью 3,5 л. с. Модель оказалась удачной, и автомобиль выпускали до 1901 г»[6, стр.186].

В 1912 г. американский промышленник Г. Форд приступил к поточному производству автомобилей на сборочных конвейерах, первым серийным автомобилем был «Форд-Т». Это упростило выполнение работ, так как от рабочих не требовалось высокой квалификации.

Первый русский автомобиль был сконструирован в 1896 г. Е. А. Яковлевым лейтенантом ВМФ. Автомобиль имел оригинальное рулевое управление и мог развивать скорость около 32 км/ч. В 1901 г. был испытан первый русский грузовой автомобиль, в 1903 г. — 10-местный автобус, в 1904 г. — пожарная машина, а в 1902 г. — первый русский троллейбус.

В 1901 г. инженер Б. Л. Луцкий построил на Ижорском заводе автомобиль, который успешно прошел испытания, но не был принят к производству. Конструктор вынужден был уехать за границу. «Позднее Русско-Балтийский вагоностроительный завод в Риге за семь лет изготовил 451 легковой автомобиль, несколько грузовиков и спецмашин»[6, стр.187]. Автомобильная промышленность получила значительное развитие в России только после Октябрьской революции.

«В 1931 г. был реконструирован Московский автомобильный завод Акционерного машиностроительного общества («АМО»), ныне автозавод имени И. А. Лихачева, который стал выпускать трехтонные грузовые автомобили, а с 1933 г. начался выпуск 21-местного автобуса ЗИС-8. 1 января 1932 г. вошел в строй Горьковский автозавод, рассчитанный на выпуск 100 тысяч автомобилей в год. Завод был построен за девятнадцать месяцев и оснащен самой передовой техникой и технологией. После войны появились автомобильные заводы в Минске (МАЗ), в Жодине (БелАЗ) и др., а также были модернизированы имеющиеся заводы»[6, стр.187].