Культурное наследие Древнего Египта.

Одно из древних названий Египта - Кемет (Черная Земля) - по цвету плодородной почвы нильской долины; черный цвет также осмыслялся как цвет мистерий, сокрытого, отсюда еще один перевод: загадка, тайна. Другое название - Мера (Страна Наводнений).
Солнечный цикл
Путь солнца по небосводу сегментировался тремя фазами, олицетворенными в образах утреннего (Хепри, Амон), дневного (во многих текстах - Ра) и вечернего солнца (Атум). Не зря О.Шпенглер первосимвол (гештальт) этой культуры образно выразил в имени дорога.
Контраст между вечером и утром был контрастом между смертью и жизнью, которые связываются неразрывной нитью движения - дорогой. Вот как говорится в гимне Атону: «Ты заходишь на западном склоне неба - и земля во мраке, подобно застигнутому смертью... [но] озаряется земля, когда ты восходишь на небосклоне ... и Обе Земли просыпаются, ликуя, и поднимаются люди... все оживают, когда озаришь ты их сияньем своим». И человек, как солнце, движется по орбите жизни, и, достигнув зенита, спускается в подземный мир, чтобы возродиться вновь, продолжая вечное существование (одна из частей «Книги Мертвых» носит название «Главы выхода днем», она обеспечивала умершему возможность появляться на земле, выходя на свет дня из подземного мира).
Смерть и рождение - это постоянно возобновляющийся цикл, охватывающий все сущее. Египтянин видел, что солнце - источник его жизни, имеющий свой неизменный ритм, порядок, регулярность (богиня Маат), когда он иссякает и затаивается, он таится на время. Поэтому олицетворение солнечной силы - бог солнца был верховным существом и творцом мира («владыкой всего сущего», Неберчер, - эпитет Ра). Ра ведет борьбу с огромным змеем, Апопом, олицетворяющим мрак и зло и обитающим в глубинах земли. Каждую ночь Ра начинает плавание в своей ладье по подземному миру; Апоп - извечный враг Ра, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении, повторяющимся каждую ночь, Ра всякий раз выходит победителем и заставляет Апопа изрыгнуть воду обратно.
Если апелляция к солнцу как источнику жизни выявляет вертикальную доминанту и вслед за тем проявляется в социальной иерархической структуре, где вершину земной власти венчает фараон, имеющий титул «сына Ра», то другим важным источником жизни становится Нил, как единственный источник влаги в стране, где не бывает дождей.
Высокий и низкий Нил
Ежегодно в середине июля с началом таяния снегов у истоков Голубого Нила и тропических ливней у Белого Нила начинается паводок. К середине сентября река, поднимаясь и выходя из берегов, заливала землю до края предгорий, превращая холмы и возвышенности в острова. Медленно падая, к ноябрю она возвращалась в свое начальное русло. Это чередование вод оставляло после себя почву, удобренную илом и хорошо пропитанную влагой, после чего она была приготовлена к посеву. Люди, обновленные разливом Нила, окунаются в густую грязь и торопливо начинают первый сев клевера или зерновых. После засухи жизнь возвращается в Египет. Скоро зеленый ковер молодых ростков возвестит победу жизни над смертью.
С водным режимом Нила был связан календарь египтян и ритм сельскохозяйственной жизни. Год делился на три сезона: «половодья», «всходов» и «сухости», по четыре месяца каждый. О начале года и приближении «половодья» возвещала звезда Сириус, появлявшаяся на небе всегда в одно и то же время - 19 июля. Сезон «всходов» был временем усиленных земледельческих работ от посева до уборки урожая. Верхний Египет специализировался на выращивании зерновых культур - ячменя и пшеницы. В Дельте же разводили сады, огороды, виноградники. После сбора урожая начинался период «сухости», когда пересыхала земля и выгорала растительность. Но с «приходом Нила» все начиналось сначала.
К V - IV тыс. до н.э. относят создание ирригационных систем. Долина между высокими берегами Нила и предгорьями разделялась насыпями, плотинами и дамбами на прямоугольные бассейны. Сквозь берега прорывали короткие каналы, по которым вода во время паводка поступала в бассейны. Когда они наполнялись до определенного уровня, каналы закрывали камнями и землей и удерживали воду около двух месяцев, чтобы осел Нил и увлажнилась почва. Излишки воды спускались по дренажным каналам. Эта система позволяла орошать земли, недоступные естественному паводку, осушать заболоченные территории, накапливать запасы воды в водохранилищах. Но слишком высокий Нил разрушал каналы, плотины и жилища. Слишком низкий Нил означал голод.
Культ фараона
Фараон стоял во главе первого на Земле государства. Он имел абсолютную власть в стране, и все ее богатства, включая людские ресурсы, считались собственностью фараона. Наше слово фараон происходит от непрямого обращения к нему, перифразы «Великий дом». Фараон считался потомком и наместником богов, поскольку верховный бог Ра вверял страну своему сыну, царю. Он призван установить божественный порядок и вершить справедливость (Маат) на Земле. Он был верховным судьей, военачальником и жрецом, власть его была беспредельной.
Со времен Древнего Царства фараон именовался титулом «сын Ра», богом, который после своей физической смерти обретал бессмертие, т.е. в соответствии с солярной (солнечной) теологией, происходя от плоти бога солнца, после смерти возвращался в тело своего родителя. Вот сообщение о смерти фараона: «Год 30-й, время разлива, месяц 3-й, день 7-й. Вознесся бог к окоему своему, царь Верхнего и царь Нижнего Египта, Схетепибра. Вознесся он в небеса и соединился с солнцем. Божественная плоть царя слилась с тем, кто породил ее». Позднее в заупокойном культе «сын Ра» сливался с Осирисом.
Обожествление фараонов занимает центральное место в религиозной культуре Египта. Наделенный божественностью, фараон обладал изменчивым характером божества: он мог слиться с другими богами, мог стать любым из них. Исполнение роли в религиозной драме или риторическое сравнение с богом в похвале для египтянина не означали метафоры, он не отличал символического изображения от реального присутствия, что говорит о его магическом сознании. Если он говорил, что царь был Гором, то он не имел в виду, что царь играл роль Гора, он имел в виду, что Царь действительно был Гором, что бог фактически присутствовал в теле царя во время той или иной деятельности. В одном тексте, восхваляющем царя, «он - Сиа», богиня познания, «он - Ра», бог солнца, «он - Хнум», бог, создающий человечество на гончарном колесе, «он - Бастет (Баст)», богиня-защитница в образе кошки, и «он - Сехмет», богиня-карающая в образе львицы. Познание, высшая власть, создание народа, защита и наказание были атрибутами царя; царь был каждым из этих атрибутов; каждый из этих атрибутов проявлялся в боге или богине; царь был каждым из этих богов и богинь - таково действие принципа замещения, наместничества сына Ра.
Тайна богов
Египтяне признавали присутствие божественного начала во всех природных явлениях и явлениях общественного порядка. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам - скарабеям и множеству других живых существ и неживых предметов, как олицетворению божеств, их функций и атрибутов.
Одним из важнейших богов был Птах- бог воды, земли, мирового разума, создатель всего сущего. Он вынес идею сотворения мира в своем сердце и дал ей жизнь движением языка - своим словом. Он почитался как покровитель искусств и ремесел, изображался только в облике человека, ему особенно поклонялись в Мемфисе. Бык Апис считался земным воплощением и служителем Птаха, символом плодородия. Жил в священном хлеву при храме, где за ним ухаживали жрецы. При Аписе был гарем коров. Когда бык умирал, его тело бальзамировали и хоронили при громадном стечении народа с соблюдением особого ритуала. Его приемник - новорожденный Апис должен был отвечать определенным условиям: признавался только черный бык с белым пятном на лбу в форме треугольника, с наростом под языком в форме жука- скарабея, всего отличающих признаков было около 30. Из растений особенно выделялся лотос. Цветки лотоса были уже в первобытном хаосе, и именно из лотоса вышел бог солнца Ра.
Из неорганической природы более почитались заостренные камни. Воздвижение обелисков стало продолжением такого почитания. По представлению египтян все элементы божественного мира были единосущны друг другу, поскольку богу присущи пространность, невидимость, неявность и неуловимость. Он мог появляться в том месте, где чувствовал бы себя дома, например, для него мог быть специально предназначен храм. В таком храме существовало место, где бог мог проявиться в каком-либо видимом образе. Этот образ не был богом сам по себе, это было просто сооружение из камня, дерева или металла, форма, в которой мог бы проявиться бог. Все же он оставался сам собой и не был тождествен форме, в которой проявлялся, но для разных целей избирал различные формы проявления.
Поклоняясь множеству богов, египтяне поклонялись «тому, кто существует сам по себе», «первопричина всякой жизни», «отец отцов». Это Высшее Существо едино в своей сущности, но не едино в своем воплощении. Эта египетская тайна получила дальнейшее развитие в христианстве. Вера в вездесущность божества, в его силу и могущество пронизывает всю древнеегипетскую религию. Здесь зародилась идея верховного триединого бога Пта(х)-Ра-Амон или Хепри-Ра-Атум, оказавшая влияние на христианскую концепцию Троицы.
Государство
Первоначально в Долине и Дельте складываются номы - общины, связанные с местными ирригационными системами. Ном состоял из нескольких поселков, объединенных вокруг укрепленного города, в котором находился храм бога-покровителя и резиденция правителя- жреца. Затем, согласно преданию, 22 нома долины и 20 номов дельты объединились в два государства. Цари южного государства носили белую корону, цари северного - красную. Длительный период времени государства враждовали, пока царь Верхнего Египта Мина не подчинил себе дельту. Около 3-го тыс. до н.э. страна объединилась под властью одного царя, увенчавшего себя бело-красной короной и ставшего основателем первой династии фараонов. С этого полулегендарного события начинается история Египетского государства. Административное деление страны на номы сохранялось и в объединенном Египте.
Государственный аппарат состоял из чиновников трех уровней - столичного, номового и местного. Иерархию чиновников возглавлял чати, правая рука царя, обычно один из царевичей, руководивший сановниками всех центральных ведомств, кроме военного. «Глава дома оружия» руководил военными делами, «начальник шести великих домов» - судопроизводством, «заведующий тем, что дает Небо, производит Земля и приносит Нил» управлял царскими и храмовыми хозяйствами, «хранитель печати» отвечал за организацию заморских экспедиций, «начальник работ» - за крупное строительство и т.д. В каждом ведомстве был свой штат и подразделения. Правители номов (номархи) имели свой административный аппарат, копировавший центральный. Представителями власти на местах были сельские старосты, многочисленные управляющие и писцы, которые вели учет рабочей силы, земель, инвентаря, производимых продуктов и налогов. Жизнь страны во многом зависела от характера отношений между центральной и номо- вой властью. При сильных фараонах, умевших подчинить себе номархов, страна процветала. С ослаблением царской власти и усилением номов начиналась анархия и экономический упадок. Оппозиция центру нередко исходила от жрецов главных храмов.
Реформа Эхнатона
Живший в XIV в. до н.э. фараон Аменхотеп IV (годы правления: 1367-50) провел религиозную реформу с целью усиления центральной власти путем установления нового государственного культа - образа Солнечного Диска, лучи которого оканчиваются кистями человеческих рук с символами жизни (анкх) и власти. Сам он принял имя Эхнатона (угодный Атону). Культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, имущество конфисковано. Единственный раз в истории древнего Египта проявляется религиозная нетерпимость. Царь строит новую столицу Ахетатон. Воздвигает Атону грандиозный храм, ставший центром новой религии, - храм был без крыши, открытый солнечным лучам. Вокруг царя появляется новое жречество бога Атона и новая бюрократия. Атон не имел ни антропоморфной, ни зооморфной иконографии; образ его не воплощался в статуях, о нем не существовало мифов и сказаний, но он присутствует во всей природе: и каждом предмете, и живом существе. Солнечный Диск был не только богом- создателем всего сущего, но и прообразом фараона, а фараон - сыном и подобием Атона.
Однако реформы были недолговечны, поскольку вызвали сопротивление египетских жрецов, не желающих расставаться с тайной своих ритуалов и заботящихся о процветании своих культов. Попытка установления единобожия провалилась. При втором приемнике Аменхотепа IV Тутанхатоне (годы правления: 1347-39) произошла реставрация культа Амона, прочих богов и древних традиций. Жречество ликвидировало все нововведения, Тутанхатон стал Тутанхамоном, сменив свое имя, а Эхнатон объявлен «мятежником» и вычеркнут из официального Царского списка.
Пирамиды
Значительным феноменом древнеегипетской культуры стало возведение пирамид. Египетские пирамиды были гробницами фараонов. Самая ранняя из них - это пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Это ступенчатая пирамида. Ее создание связано с архитектором Имхотепом. Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен, и пред началом строительных работ совершали культ Имхотепа.
Самая значительная пирамида по размерам - это одна из трех «больших пирамид» в Гизе - пирамида фараона Хеопса. Дорогу к месту ее строительства прокладывали десять лет, а саму пирамиду строили двадцать лет. Высота ее - 146,6 м, а площадь - около 55 тыс. кв. м. Она собрана из огромных известняковых камней весом 2-3 т. Две других «больших пирамиды» - Хефрена и Михерина. Все три пирамиды названы одним из семи чудес света (IV династия).
Вокруг пирамид находится множество гробниц, которые образуют целый город со своими улицами и перекрестками. В каждой из «больших пирамид» есть ходы, ведущие снизу в камеру, где покоится каменный саркофаг с мумией царя. Саркофаги были найдены пустыми. Внутри пирамид в Гизе не обнаружено никаких надписей, скульптур и изображений. Каждая пирамида имела свой поминальный храм, в котором специально предназначенные для этого жрецы служили заупокойную службу по фараону; поминальные храмы были соединены ходами с другими храмами. На стенах внутренних помещений пирамид V и VI династий начертаны заупокойные магические тексты, так называемые «Тексты пирамид», написанные иероглифами, выкрашенными в зеленый цвет.
Вера в бессмертие
Главной религиозной доктриной древнеегипетской культуры является вера в бессмертие. Вся протекающая жизнь египтянина была дорогой и попутным предуготовлением к другой, вечной жизни. Заупокойный культ и выражал в себе это стремление. О смысле бытия жители Древнего Египта высказались бы примерно так: «Ты живешь, чтобы умереть. И умираешь, чтобы жить».
Смерть была для египтян продолжением земного существования, умерший человек, считали они, имеет те же потребности и желания, что и живущий. Но часто земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам. Гробницу, «дом вечности», обустраивали так, чтобы там всего было в достатке. Жизнь после смерти была симметричной жизни земной, но если не удавалось пройти через суд Осириса, вторая смерть была окончательной. Для будущего воскрешения человека необходимо было сохранить его тело, чтобы душа могла возвращаться домой. Этому способствовала мумификация трупов.
Согласно представлениям египтян, каждый человек обладал набором важнейших составляющих: сах - тело человека, шунт - его тень, рен - его имя, ах - его привидение, ба - проявление сущности, ка - душа человека, его бессмертный двойник, аб - его сердце. Именно ка предстояло вновь соединиться со своим приготовленным для этого телом, чтобы через семьдесят дней после смерти при условии, что его похоронили с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восстал к новой жизни в стране вечности.
Для египетской культуры трудно провести грань между религиозным и магическим, достаточно сказать, например, что между именем и его носителем существовала прямая, сущностная связь, такая же, как между предметом, вещью и его образом-заместителем. Животные, атрибуты символизировали (замещали) богов, боги - друг друга, и это замещение носило магический характер, имея в виду под магией тайную связь всех вещей и явлений, при которой, воздействуя на одну сущность, получаешь результат от другой.
Суд Осириса
Путь на тот свет был трудным, на каждом шагу предостерегала опасность второй смерти. В «Книге мертвых», «Книге о том, что есть в другом мире», «Книге о подземных пещерах» перечисляются различные ловушки, ожидавшиеся на пути мертвых, даются подробные советы, как их избежать.
Если путь был успешно пройден, то египтянин попадал в чертог Обеих истин, посреди которого на троне восседал Осирис, окруженный богами. Здесь проходил суд над умершим. Для этого на одну чашу весов клали его сердце, на другую - перо истины Маат. Каждый из богов задавал по вопросу, а весы контролировали правильность ответов умершего. Эти вопросы есть свод жизненных ценностей египтян. Ответы должны быть даны в отрицательной форме («отрицательная исповедь»), после успешной психостасии (взвешивания сердца умершего) он становился «оправданным»:
«Я не чинил зла людям.
Я не нанес ущерба скоту.
Я не творил дурного.
Я не поднимал руку на слабого.
Я не делал мерзкого пред богами.
Я не был причиною слез.
Я не убивал и не приказывал убивать.
Я не отнимал молока от уст детей...»
Легкое, свободное от греха сердце отправлялось в райские поля, а грешника пожирало чудовище. Идея загробного воздаяния явилась прототипом христианского учения о Страшном суде. Древний Египет стал источником мистического опыта и знания, несмотря на то, что египетская культура угасла после провозглашения христианства официальной религией римской империи и начавшихся гонений на язычество.
Исповедь была частью комплекса магических текстов, которые писали на льняном или папирусном свитке и помещали в гробницу. В Новое время эти тексты получили широкую известность под названием «Книга мертвых», хотя сами египтяне называли их «Выход в день» по аналогии с восходом солнца.
Письменность
Египетская письменность восходит к XXX в. до н.э. Письменность и изобразительная культура связаны общим происхождением. Иероглифический текст (священное письмо) всегда дополнял рельефы и росписи. Знак отождествлялся с тем, что обозначал, он не был условным, поскольку представлял собой рисунчатое символическое письмо. Письменность проделывает эволюцию от пиктографии, где изображение и письмо тождественны, к идеографии, где рисунок изображает слово и понятие, а затем - к словесно-слоговому и алфавитному письму. Изобразительные значки при этом все более упрощались, абстрагировались и, наконец, теряли сходство с предметом.
На листах папируса, сплетенных из волокон египетского тростника, изображались в немногих чертах различные вещи и существа, например, человек, птица, звезды. Поскольку слова «день», «молитва» нельзя нарисовать, они по ассоциативному принципу изображались так: день - кружком, означающим солнце, молитва - в виде человека с поднятыми к богу руками. Ходьбу изображали двумя шагающими ногами, плодородную землю - в виде полоски и точек под нею (семена), бесплодную землю - в виде зубчатой стенки (каменистые бугры). С этой азбуки слов начинают египтяне. Приходилось придумывать очень много знаков, столько, сколько было слов.
Когда эти пиктограммы ставили рядом друг с другом, чтобы выразить целое предложение, мысль не всегда прочитывалась однозначно. В знаке можно видеть не только фигуру предмета или замену понятия, но, произнося слово, слышать в нем определенное созвучие. Тогда можно будет употреблять один и тот же знак везде, где это созвучие слышится, даже если смысл ни каким образом не связан со знаком. Такая комбинация знаков представляет собой новое слово - это принцип действия словесно-слогового письма, схожий с дешифровкой ребуса. Например, слово река в нашем ребусе заключает в себе два знака: ре - музыкальную ноту и ка - египетскую душу. Значит, один и тот же слог мог быть составной частью совершенно разных по смыслу слов: у египтян «гусь» ставился вместо «сын», потому что оба слова звучали одинаково; «лютня» для «добрый». Позднее они разделили слоги на звуки и стали обозначать каждый звук своим знаком (например, лежащая змея соответствует согласной «ф»). Египетские иероглифы были расшифрованы французским ученым Ф. Шампольоном в 1822 г.
Египтяне изобрели солнечный календарь. Их год содержал 365 с четвертью суток, 12 месяцев, включающих в себя 3 «декады»-недели каждый. Неделя состояла из 10 суток и 5 дополнительных суток в конце года.
Художественная культура
Для изобразительного искусства древних египтян характерно наличие ярких красок, которыми раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки, рельефы. Росписи и рельефы покрывали стены гробниц, воспроизводя картины благополучной жизни в царстве мертвых.
Большое распространение получила скульптура. Египтяне верили, что портретные статуэтки выполняли роль двойников умерших и служили формой для обители душ. Широко известным во всем мире памятником древнеегипетского искусства является статуя фараона Аменемхета III, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III. Шедевром II тыс. до н.э. искусствоведы считают рельеф, изображающий Тутанхамона с его женой в саду, выполненной на крышке ларца. Скульптурный портрет жены Аменхотепа IV - Нефертити (XIV в. до н.э.) - одно из самых прекрасных женских изображений в истории мировой культуры.
Перед заупокойными храмами ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Самый большой сфинкс (первая половина III тыс. до н.э.) стережет пирамиду Хефрена. Он высечен из цельной скалы: его голова в тридцать раз больше человеческой, а длина тела достигает 57 м; его называли «отец трепета». В XVI в. до н.э. между его передними лапами был построен храм.
Для изобразительного искусства на протяжении всей истории Древнего Египта остается незыблемым установленный когда-то канон: плоскостное изображение фигур, совмещающее профиль и анфас, условность в передачи туловища и ног, разворота плеч, постоянная система пропорций, строгая линейность композиции, геометрическая декоративность с симметричным распределением узоров. Невозмутимонеподвижные фигуры с каноническими позами так же условны, как и окраска: тело мужчины традиционно изображалось краснокоричневым, женщины - желто-розовым, волосы у всех черные, а одежды - белые. Статуи и статуэтки имели культовое назначение, а потому их облик определялся соответствующими целям нормами. Правда, в эпоху Эхнатона произошел отказ от многих условностей, фигуры стали изображаться в более раскованных позах, что резко контрастировало с прежним каноном, однако он впоследствии возродится, чтобы стать повсеместной практикой.
Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство: сосуды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные туалетные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшения.

 

 

О культуре древнего Египта в кратком содержании

Цивилизация, это совокупность взаимодействующих между собой частей жизни общества в целом (религия, культура, искусство и пр.). Поговорим о культуре древнего Египта, кратко можно сказать, что ее следы мы ощущаем до сих пор. Это и памятники архитектуры, это и труды астрономов, и многое другое.

Архитектурные памятники древних египтян, так же дошли до нас, это и пирамиды Гизы, и Луксорский храм, и дворцовый комплекс Амарны.

Неоценим вклад культуры Древнего Египта в астрономию, математику, медицину.

Язык и письменность

Одним из достижений культуры Древнего Египта, кратко говоря, можно считать письменность и развившуюся литературу. До нас дошло множество документов, записанных на папирусах и вытесанных в камне.

К нашему времени носителей языка уже не было, и французский ученый Ж. Ф. Шампольон в 1822 г блестяще справился с задачей расшифровки языка.

Язык древних египтян является одним из первых языков, получил письменность — самые древние тексты, которые дошли до нас датируются 4-3 тысячелетие до нашей эры. Египтяне знали и правила арифметики, счетоводы использовали в своих расчетах числа 5,6 и 7 порядков. Благодаря письменности родилась и литература. Ее можно условно разделить на два направления повествовательная и поучительная. Литература времен древнего Египта включала в себя религиозные гимны, стихи, биографии фараонов и вельмож. Очень интересным, с нашей точки зрения изучения древнего Египта, является «Сказка о дворе царя Хеопса». К литературе, относимой к поучительной можно отнести тексты образовательные, философские.

Изобразительное искусство Древнего Египта

Изобразительное искусство в культуре Древнего Египта появилось в самом начале развития египетской цивилизации. Тогда же были разработаны принципы изображений, технологии их нанесения. Принцип изображения выразился в простоте изображения, их двумерном виде. Эта простота и создает ощущение порядка и баланса рисунка. Картины, фрески были нанесены на стены храмов, дворцов, гробниц, статуи. Качество получаемых тогда красок говорит об их качества, до нашего времени дошло много образцов изобразительного искусства древних египтян, практически без потери цвета.

О высотах мастерства скульпторов древнего Египта, можно судить, только глянув на скульптуры царицы Нефертити. Скульптура в древнем Египте, была предназначена в первую очередь, для предания фараону, богам физической формы для всеобщего обозрения в храмах на площадях. Скульптуры выполнялись по методикам определенным еще 3500 лет до нашей эры. Например, бог мертвых Анубис изображался в виде человека с головой шакала, а бог Гор с головой сокола. За все время существования Древнего Египта, эти правила не изменились.

Религия древнего Египта

В культуре Египта не было единой религии. Говоря современным языком, на местах существовали местные культы, посвященные каким-то одним богам. Но и тем менее, во времена фараона Эхнатона, в ходе реформы религии древнего Египта была определена идея единобожия. В центр сонма богов был поставлен бог Солнца Атон. Божества на местном уровне, как правило, являлись покровителями природных сил и общественных явлений. Составной частью верований египтян было, то, что душа, после физической смерти человека продолжает жить. Это верование привело к созданию сложной системы похоронных обрядов, в т.ч. мумификации, в гробницу укладывались вещи, которые, по мнению родственников, были необходимы в загробной жизни.

Наследие древнего Египта

Культура Древнего Египта, кратко говоря, оставила в наше распоряжение огромное наследство, которое до сих пор еще изучается. Это и пирамиды, храмы, бесценные образцы фресок и рисунков, скульптуры. Египтян можно назвать основателями производства фаянса и стекла. К числу наследия, можно отнести, в том числе и десятичную систему исчисления, которой мы пользуемся каждый день и не один раз.