Тема 11. Средневековая культура Европы V- XV века.
Феодальное общество породило новую культуру, отличную от культуры античного рабовладельческого общества. Главной ее носительницей была церковь, охранительница и защитница класса феодалов.
Средневековая культура заимствовала от древнего мира лишь христианство да несколько полуразрушенных городов. Вся культура раннего средневековья получила религиозную окраску. Античную философию сменило богословие, пришли в упадок математические и естественнонаучные дисциплины, литература свелась к житиям святых, история - к монастырским Хроникам. Обучение было полностью монополизировано церковью. Она утверждала школьную программу и отбирала контингент учащихся, формируя церковную иерархию. Она отвергала светское знание, фальсифицировала античных авторов, ревниво оберегала античные книги в недрах монастырских библиотек. Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как на "темные века". Основы такой позиции были заложены просветителями. Однако история культуры западноевропейского общества была не столь однозначна.
В эпоху раннего Средневековьяведущие позиции занимает искусство франков, так как Франкское государство занимает в этот период почти всю территорию Европы. Искусство V — VIII вековнередко именуется искусством меровингов, поскольку у власти в это время находилась династия Меровингов.По своему характеру это искусство было еще варварским, дохристианским, и в нем преобладали элементы язычества и идолопоклонства. Наибольшее развитие в этот период получает:
• прикладное искусство, связанное с изготовлением одежды, оружия, конной упряжи и других изделий, украшенных пряжками, подвесками, узорами и орнаментом;
• миниатюра — книжная иллюстрация.
Наивысшего расцвета искусство раннего Средневековья достигаетпри Каролингах (VIII — IX века), сменивших династию Меровингов, и особенно при Карле Великом — легендарном герое эпической поэмы "Песнь о Роланде". В этот период средневековое искусство активно обращается к античному наследию, последовательно преодолевая варварский характер. Потому-то это время иногда называют "каролингским возрождением".Особую роль в этом процессе играл Карл Великий. Он создал при своем дворе настоящий культурно- образовательный центр, назвав его Академией, окружил себя выдающимися учеными, философами, поэтами и художниками, вместе с которыми осваивал и развивал науки и искусство. Карл всячески способствовал восстановлению прочных связей с античной культурой. Памятником этого периода выступает собор Карла Великого в Аахене.
К концу эпохи раннего средневековья между Западной и Восточной церковью произошел окончательный разрыв (1054 г.), церкви открыто провозгласили полную независимость друг от друга. После разрыва обе церкви продолжали претендовать на роль Вселенской церкви - "католической"(в западной транскрипции) или "кафолической"(в транскрипции восточной). С этого времени Западная церковь называет себя римско- католической,а Восточная - греко-кафолической,т.е. Православной (ортодоксальной, правоверной). Окончательно формируется Си́мвол веры -система главных догматов вероучения:
· искупительная миссия Иисуса Христа;
· предстоящее второе пришествие Христа;
· страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного.
Спасение людей от духовной смерти, приобщение мира к божьей жизни, царствию божию как высшей цели. Путь в Царство открывает вера в Иисуса Христа как сына Бога, посредника между богом и человечеством. Десять заповедей пророку Моисею: не будет у тебя других богов, не сотвори себе кумира, не произноси имя господа всуе, помни день субботний посвяти его господу, почитай отца и мать, не убий, не прелюбодействуй, не укради. Не лжесвидетельствуй, не завидуй ближнему.
Ко времени раннего Средневековья относится возникновение ересей(от греч. hairesis - особое вероучение)- сознательного отклонения от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины. Например, показательна история катарской ереси, папы римские даже неоднократно воевали с ними ( Альбигойские войны XIII век).
Папство,возникшее в VIII в., всегда активно сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция(от лат. ingusitio - розыск), которая с XIII в. действовала как регулярный церковный суд. Наряду с еретиками карались вольнодумство, ведьмы, колдуны, знахари, предсказатели будущего и ясновидцы, которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой. Церковь учила, что дьявол вселяется в людей, прежде всего в женщин, и заставляет их творить зло. Обвинения в пособничестве дьяволу было достаточно для вынесения смертного приговора. Несчастных, как правило, сжигали на кострах. Такие процессы были почти массовыми в Западной Европе. В Испании, например, на кострах инквизиции погибли 30000 человек.
Огромную роль как на Западе, так и на Востоке играло монашество:монахи брали на себя обязательства "ухода из мира", безбрачия, а также отказа от имущества. Однако уже к VI в. монастыри превратились в сильные и нередко очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом.
Многие монастыри были центрами образования и культуры. В V-IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви, которая составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача была определена как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования, в церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные от античности, - так называемые "семь свободных искусств": грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. В то же время античные тексты нередко уничтожались, и дорогостоящий пергамент использовался для записи монастырских хроник. Кроме монашеских школ,существовали также "внешние" школы,где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Много светских школ было открыто во второй половине IX в. в Англии. В них обучались дети из знатных семейств, а преподавали учителя из континентальной Европы, которые активно переводили на английский язык сочинения античных авторов.
Для Византии периода раннего Средневековья также присуще было усиление позиций христианской церкви в области образования, что выразилось, например, в гонениях на античную философию. В VI в. была закрыта знаменитая Афинская школа, основанная Платоном и просуществовавшая почти 1000 лет. Античную философию сменило богословие. Однако в середине IX в. в Константинополе была создана высшая школа, где преподавание строилось по античному образцу. Виднейшим представителем византийской культуры этого времени был патриарх Фотий(ок. 810 или 820 - 890-е гг.) - составитель "Мирно-библиона" - сборника отзывов на 280 произведений преимущественно античных авторов, автор богословских сочинений.
return false">ссылка скрытаВ период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия,особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и стран Скандинавии. Певцы-музыканты, исполняющие эти песни, пользовались у англосаксов большим уважением. Крупнейшее произведение англосаксонского героического эпоса - поэма "Беовульф",написанная около 700 г. Важнейшим памятником скандинавского поэтического эпоса считается "Старшая Эдда" -сборник древненорвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера, сказаний о богах и героях.
Начало зрелого периода Средневековья —X столетие — оказалось крайне сложным и трудным ( вторжения венгров, сарацинов и норманнов). К концу X века положение постепенно нормализуется, и во всех сферах жизни, включая искусство, наблюдаются оживление и подъем.
В XI — XII веках значительно возрастает роль монастырей, которые становятся главными центрами культуры, при них создаются школы, библиотеки и книжные мастерские. Уровень преподавания в разных школах и разные периоды Средневековья был неодинаков, соответственно менялся и уровень образования людей. После определенного подъема в VIII - IX вв. развитие умственной жизни в Х - начале XI вв. заметно затормозилось. Неграмотным было духовенство, распространялось невежество. Так, полагали, что Земля похожа на колесо, которое со всех сторон обтекает океан; в центре Земли находится город Иерусалим. Античная идея о шарообразности Земли отвергалась: считалось невозможным, что люди на противоположной стороне Земли ходят на головах.
Книг было мало, и стоили они дорого. Например, в начале XI в. "Грамматика" стоила столько же, сколько дом с участком. В некоторых странах Европы, однако, сохранился высокий уровень преподавания. Так, в Х-Х1 вв. в высших школах Испаниипреподавали философию, математику, физику, астрономию, медицину, право, мусульманское богословие. Сюда приезжали учиться из всех стран Западной Европы, а также из стран Передней и Средней Азии. В XI в. в Италиина базе Болонской юридической школы был открыт первый университет(1088 г.). Он способствовал возрождению норм римского права и привлекал тысячи слушателей из всех уголков Европы. В XII в. университеты возникают и в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде(1167), затем - университет в Кембридже(1209). Виднейшим университетским ученым Англии XIII в.был Роджер Бэкон(ок. 1214 - 1292), который в качестве основного метода познания выдвигал не церковные авторитеты, а разум и опыт. Крупнейшим и первым из университетов Франции был Парижский(1160), объединявший четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Преподавание, как и везде в Западной Европе, велось на латыни.
Теология оказывала свое влияние и на средневековую университетскую науку. Теология (греч. слово, учение) - совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе принимаемых как божественное откровения. Патристика- учения, выработанные отцами церкви, которые стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества. Патристикарассматривала абсолют как сущность, первопричину и цель всех вещей и непостигаемые разумом «истины откровения». Схоластика - средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви. Также схоластика - знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом, они составили основу средневековой университетской науки. Благодаря ей сохранялось наследие античных мыслителей, она способствовала совершенствованию и углублению логического мышления. Одним из главных философов был доминиканец Фома Аквинский (XIII век), который разработал христианскую концепцию философии Аристотеля, сформулировал пять доказательств бытия Бога. Второй- францисканец Роджер Бэкон (XIII век), стремившийся вывести философию за рамки богословия, утвердить самостоятельность и самоценность науки в целом.
В целом же этап нового подъема искусства получил условное название "романского периода".Он приходится на XI — XII века, хотя в Италии и Германии прихватывает и XIII век, а во Франции во второй половине XII века уже безраздельно господствует готика. В этот период архитектура окончательно становится ведущим видом искусства — с явным преобладанием культовых, церковно-храмовых построек. Она развивается на основе достижений Каролингов, испытывая влияние античного и византийского зодчества. Главным типом постройки является усложняющаяся базилика.
Суть романского стиля— геометризм, господство вертикальных и горизонтальных линий, простейших фигур геометрии при наличии больших плоскостей. В сооружениях широко используются арки, а окна и двери делаются узкими. Романское искусство - это замок-крепость,или храм-крепость.Замок - крепость рыцаря, церковь - крепость Бога. Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. Исключительно церковной по содержанию была и настенная живопись -плоскостная, отрицающая трехмерность фигур и перспективу. От византийской живописи были заимствованы большие глаза на лицах изображаемых, полное отсутствие портретного сходства, искусственность поз. Живопись отражала сословно-иерархические представления о мире: святые изображались более крупными по размеру, чем король, а король - более крупным, чем его вассалы и слуги.
Наибольшее распространение романский стиль нашел во Франции (Церковь в Клюни (XI век), Церковь Нотр Дам дю Пор в Клермон-Ферране (XII век)). Светская архитектура романского стиля явно уступает церковной. У нее слишком простые формы, почти нет декоративных украшений (замок Шато Гайар на Сене (XII век)). В Италии — Церковь Сант Амброджо в Милане, а также соборный ансамбль в Пизе (XII — XIV века). В него входит грандиозная пятинефная базилика с плоским перекрытием, знаменитая "Падающая башня", а также баптистерий, предназначенный для крещения. В Германии романская архитектура развивается под влиянием французской и итальянской. Ее наивысший расцвет приходится на XII век. Наиболее замечательные соборы оказались сосредоточенными в городах Среднего Рейна: Вормсе, Майнце и Шпейере. При всех различиях, в их внешнем облике много общих черт, и прежде всего — устремленность вверх, которую создают расположенные на западной и восточной сторонах высокие башни. Особо выделяется собор в Вормсе.
К началу XIII века романский период уступает место готическому периоду.Термин "готика" также является условным. Он возник в эпоху Возрождения и выражал довольно презрительное отношение к готике как культуре и искусству готов, то есть варваров.
Готическая архитектурапредставляет собой органическое единство двух составляющих — конструкции и декора. Суть готической конструкции состоит в создании особого каркаса, или скелета, обеспечивающего прочность и устойчивость здания, которая зависит от верного распределения сил тяжести.
Готическая конструкция включает три главных элемента:
• свод на нервюрах (арках) стрельчатой формы;
• система так называемых аркбутанов (полуарок);
• мощные контрфорсы.
Своеобразие наружных форм готического сооружения заключается в использовании башен с остроконечными шпилями. Что касается декора, то он принимал самые различные формы. Цветные витражи вызывают волнующую игру окрашенного света в интерьере готических соборов. Постройки украшались скульптурами, рельефами, абстрактными геометрическими узорами, растительным орнаментом. К этому следует добавить искусную церковную утварь собора, прекрасные изделия прикладного искусства, подаренные богатыми горожанами. В XIV в. готический стиль получил дальнейшее развитие. Это была "пламенеющая готика"- здания украшали тончайшей резьбой по камню - каменным кружевом, а форма окон стала напоминать пламя горящей свечи.
Колыбелью готики стала Франция. Собор Парижской Богоматери (XII - XIII века) стал подлинным шедевром ранней готики. Особого выделения заслуживают церковь Сен Шапель, соборы Амьена и Реймса (все XIII века).
В Германии готика получила распространение под влиянием Франции. Одним из самых знаменитых памятников здесь является собор в Кельне (XIII - XV, XIX века). Английская готика также во многом продолжает французские модели. Здесь признанными шедеврами являются Вестминстерское аббатство (XIII — XVI века), капелла Королевского колледжа в Кембридже (XV — XVI века).
В XIII веке город, а вместе с ним и вся культура городского бюргерства начинают играть определяющую роль в жизни средневекового общества. Научная и творческая деятельность переходит от монастырей к светским мастерским и университетам. В искусстве возникают две важные черты — возрастание роли рационалистических элементов и усиление реалистических тенденций.
Возникает и развивается так называемая рыцарская литература.Одно из наиболее знаменитых произведений - памятник французского народного героического эпоса - "Песень о Роланде", в которой воспеваются военные подвиги графа Роланда, погибшего во время военного похода в Испанию. В XII в. появляются рыцарские романы- эпический жанр средневековой литературы, сменивший героический эпос; в центре образ героя-рыцаря, его подвиги во имя собственной славы, любви, религиозно-нравственного совершенства. В числе наиболее популярных был стихотворный роман о британском короле Артуре. Большой популярностью также пользовался роман немца Готфрида Страсбургского (ум. ок. 1220 г.) "Тристан и Изольда" о пылкой любви двух молодых людей. Важный памятник германской народной литературы XII - XIII вв. - "Песнь о Нибелунгах",повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в. В основе "Песни о Нибелунгах" лежат древние германские сказания.
Успешно развивается в странах Западной Европы и рыцарская лирическая поэзия.В Германии ее представители - миннезингеры (певцы высокой любви) - сами исполняли свои произведения. Во Франции лирическая поэзия достигла вершины в так называемой "куртуазной" (придворной) поэзии трубадуров.Они воспевали идеальную любовь и преданное служение даме сердца, ради которой рыцари подвергались опасностям.
Значительным явлением в литературе Франции XII - XIII в. внесли ваганты и их поэзия. Вагантами(от лат. vagantes - бродячие) называли бродячих поэтов. Особенностью их творчества была постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицемерие, невежество. Ваганты считали, что эти качества, обыкновенные для простого человека, не должны быть присущи святой церкви. Церковь в свою очередь, преследовала и осуждала вагантов. Важнейший памятник английской литературы XIII в. - знаменитые баллады о Робин Гуде,который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы.
В XII - XIII вв. быстро развивается городская литература, для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества- городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.
Даже литургическая драма,т.е. инсценировка на латинском языке библейских сюжетов, которая разыгрывалась в помещении церкви ее служителями, по мере развития городов становится все более светской. Примерно с середины XII в. театральные, действия разыгрываются уже не на латыни, а на местном языке и не в церкви, а на городских площадях, роли все чаще исполняли горожане, а пьесы все более насыщались всевозможными сюжетами из обыденной городской жизни (миракли, мистерии).
Театральное искусство активно развивается и в Англии, где с XIII в. представления ведутся на английском языке. Одновременно здесь начинает развиваться и особый драматический жанр - моралите,назидательная аллегорическая драма, главным в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу.
Новым важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы,материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за счет платы, взимаемой с учащихся. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Выдающимся магистром Франции XII в. был Петр Абеляр(1079 -1142), философ, богослов и поэт, основавший целый ряд нецерковных школ. Ему принадлежит знаменитое сочинение "Да и нет", в котором разрабатывались вопросы диалектической логики. В своих лекциях, а они пользовались у горожан необыкновенной популярностью, он утверждал примат знания над верой.
Музыку в средние века рассматривали как науку, как познание. Музыку делили на "мировую" и "человеческую". Последняя могла быть "теоретической" и "практической", то есть музыкой в собственном смысле слова. Что же касается "теоретической" музыки, то она, связанная с познанием мира, "мировой" музыки, представляла собой не что иное, как философию математики.
Конец средневековья и начало новой эры были отмечены появлением колоссальной личности. Это итальянский поэт Данте Алигьери(1265-1321), последний поэт средневековья и одновременно - первый поэт Новой эры в истории культуры - Возрождения. Его самое значительное произведение -"Комедия", которую современники охарактеризовали как "божественную". "Комедия" охватывает все стороны современной итальянской жизни, является, по выражению В.Белинского, "полным выражением жизни средних веков". Грандиозная по объему, она делится на три части: "Ад", "Чистилище", "Рай". Характеры самых разных героев показаны здесь психологически точно, и несмотря на наличие в "Комедии" элементов средневековой схоластики и туманных аллегорий, это произведение - предвестник новой эры в истории культуры.