Патентная защита и ее роль в стимулировании инноваций. Анализ патентной защиты с точки зрения благосостояния общества

Целью внедрения патентов является вознаграждение тех, кто отдал время и деньги инновации. Патенты предоставляют их держателям право исключительного использования изобретения в течение определенного периода времени

Рассмотрим продуктовую инновацию, защищенную патентом. Если продукт действительно новый и полезный, то он создает совершенно новую кривую спроса D1 – кривую, которой не существовало ранее (рис. 10.2). Обладая исключительным правом производить и продавать свой продукт, держатель патента становится монополистом.

О
MR1
B
C
P
P
Q3 Q2 Q1
Qc
Q1
Q1
О
Q1
Z
Z
MC
MC
D3
D2
D1
MR2
MR3
D1
W
Y
Х
Х
М
М
Р3
Р2
Р1
Р1
А
А
В
В
Платежи
а)
б)

 

Рис. 10.2. Ценообразование на продукт: а) с патентной защитой и

б) без патентной защиты

Монопольная прибыль будет равна площади прямоугольника Р1АХМ. Теперь предположим, что не существует ни патентной защиты, ни других барьеров для имитаторов изобретения. Вскоре после того, как появляется новый продукт, конкурирующие фирмы внедряют свои имитирующие товары. Кривая спроса на продукт монополиста в результате сдвинется влево от кривой первоначального спроса инноватора, до D2. Новый предельный доход будет MR2. Новой будет более низкая цена Р2 и т.д. Если бы этот процесс диффузии происходил быстро и если бы инноватор предвидел это, то он бы воздержался от инвестирования в НИОКР.

Возникает дилемма. Допустим, инвестиции в НИОКР сделаны и инновация получена, но нет никакой защиты от имитаторов. В этом случае инноватор не получает ничего из (теперь еще большего) излишка, который создан его изобретением. Все получают потребители.

Если инноватору позволено монополизировать объем продаж нового продукта, то тогда совокупный излишек будет меньше, чем он мог бы быть в идеале при учете треугольника чистых потерь AZX. В этом смысле обеспечение патентной монополии переносит издержки на все общество. Патентная защита разрешает возникшую дилемму.