Природа, экономическое содержание и показатели продуктовой дифференциации
Различают: 1) рынки однородного продукта; 2) рынки дифференцированного продукта.
Дифференцированные продукты – это продукты, которые различаясь по физическим качествам, уровню обслуживания, географическому размещению, наличию информации и объективному восприятию, явно предпочитаются рядом потребителе среди конкурирующих продуктов в даной ценовой группе. Основанием для дифференциации продукта служат субъективные предпочтения потребителя..
Показатели продуктовой дифференциации (способы измерения дифференциации продукта на отраслевом рынке):
1) доля брэнда в общем объеме продаж на отраслевом рынке или доля выпуска брэндов данным предприятием в его продажах соответствующего продукта.
2) доля издержек на рекламу в общем объеме продаж:
ТСr (A) / TR (A)
3) Перекрестная эластичность спроса:
EAB = (∆QA / QA) / (∆PB / P)
4) Индекс энтропии.
Где qi – например, число магазинов, в которых покупатель покупает данный продукт; n – количество покупаемого товара.
Различают также горизонтальную дифференциацию и вертикальную. Горизонтальная связана с различием потребительских свойств продукта, удовлетворяющих разные вкусы. Вертикальная – с различием в качестве продукта, удовлетворяющем одинаковые вкусы.