Организация отечественной социально-экономической статистики
Система государственной статистики постоянно менялась и развивалась, все более возрастала роль статистики как средства управления и статистического наблюдения. Важная задача статистики — всестороннее освещение социально-экономического положения России. Эту задачу решает статистическая служба Российской Федерации, основу которой составляют следующие принципы: централизованное руководство, единое организационное строение и методология, неразрывная связь с органами государственного управления.
Главным государственным статистическим органом России в начале 1990-х годов являлся Государственный комитет Российской Федерации по статистике, созданный согласно постановлению Правительства Российской Федерации 9 июля 1994 г. Была существенно изменена действующая система статистических показателей, создана система национальных счетов (СНС), приведены в соответствие с международной практикой показатели статистики цен, финансов, населения, труда, внешней торговли и др., заложена основа Государственного статистического регистра юридических лиц и их обособленных подразделений, а также Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.
В ведении Государственного комитета РФ по статистике имеется Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации (ГМЦ), на который возложены разработка статистической информации на основе современных информационных технологий и создание информационно-телекоммуникационной системы статистики с разветвленной сетью межрайонных информационно-технических центров на региональном уровне (МИТЦ).
Функционируют также:
Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики, главная задача которого — разработка методологических вопросов системного реформирования статистики;
Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы, занимающийся решением комплекса проблем, связанных с разработкой и проектированием новых информационных технологий.
Государственный комитет РФ по статистике со своими административно-территориальными органами (включая подведомственные предприятия, организации, учебные заведения) составляет единую систему органов государственной статистики.
Указом Президента РФ В.В. Путина от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по статистике преобразован в Федеральную службу государственной статистики. В соответствии с Указом Правительство РФ постановлением от 7 апреля 2004 г. установило, что Федеральная служба государственной статистики является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории РФ. Руководство деятельностью Федеральной службы осуществляет Правительство РФ.
В своей деятельности Росстат руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, распоряжениями и постановлениями Президента РФ и Правительства РФ, а также федеральными статистическими программами, которые формируются с учетом предложений федеральных органов исполнительной и законодательной власти, органов государственной власти субъектов РФ, научных и других организаций и утверждаются руководством Росстата по согласованию с Правительством РФ.
Федеральная служба осуществляет свою деятельность и через свои территориальные органы. Росстат вместе с территориальными органами представляет собой централизованную иерархическую систему, выполняющую важнейшую функцию – информационное обеспечение государственного и регионального управления.
Методология формирования статистических показателей, формы и методы сбора и обработки статистических данных, установленные Росстатом, являются официальными статистическими стандартами РФ.
Росстат выполняет следующие основные функции:
- организует проведение государственных статистических наблюдений по разработанным и утвержденным программам, методологии, формам;
- обеспечивает ведение ЕГРПО на основе учета всех хозяйствующих субъектов на территории РФ с присвоением им идентификационных кодов, исходя из общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;
- вырабатывает единые подходы к формированию целевых регистров министерствами и ведомствами;
- осуществляет разработку и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;
- проводит единую техническую политику в технологии сбора, разработки и передачи статистической информации, взаимодействует с региональными, отраслевыми информационно-вычислительными системами;
- обеспечивает сбор, обработку, хранение и защиту статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайн, необходимую конфиденциальность данных;
- осуществляет сопоставления основных социально-экономических показателей РФ с международными, совместно с Центральным банком РФ составляет платежный баланс на основе данных, полученных от финансово-кредитных, внешнеэкономических и других органов;
- создает условия для эффективного использования средств вычисленной и организационной техники, внедряет новейшие технологии обработки информации, современные лицензионные программные продукты и системы управления базами данных, аналитические и информационные справочные системы;
- участвует в программах сотрудничества с национальными и международными статистическими и экономическими организациями.