Организация отечественной социально-экономической статистики

 

Система государственной статистики постоянно менялась и развивалась, все более возрастала роль статистики как средства управления и статистического наблюдения. Важная задача статистики — всестороннее освещение социально-экономи­ческого положения России. Эту задачу решает статистическая служба Российской Федерации, основу которой составляют сле­дующие принципы: централизованное руководство, единое организационное строение и методология, неразрывная связь с орга­нами государственного управления.

Главным государственным статистическим органом России в начале 1990-х годов являлся Государственный комитет Россий­ской Федерации по статистике, созданный согласно постановле­нию Правительства Российской Федерации 9 июля 1994 г. Была существенно изменена действующая система статистических по­казателей, создана система национальных счетов (СНС), приве­дены в соответствие с международной практикой показатели статистики цен, финансов, населения, труда, внешней торговли и др., заложена основа Государственного статистического регистра юридических лиц и их обособленных подразделений, а также Единой системы классификации и кодирования технико-эконо­мической и социальной информации.

В ведении Государственного комитета РФ по статистике имеется Главный межрегиональный центр обработки и распро­странения статистической информации (ГМЦ), на который возло­жены разработка статистической информации на основе совре­менных информационных технологий и создание информацион­но-телекоммуникационной системы статистики с разветвленной сетью межрайонных информационно-технических центров на региональном уровне (МИТЦ).

Функционируют также:

Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики, главная задача которого — разработ­ка методологических вопросов системного реформирования ста­тистики;

Научно-исследовательский и проектно-технологический ин­ститут статистической информационной системы, занимающийся решением комплекса проблем, связанных с разработкой и проек­тированием новых информационных технологий.

Государственный комитет РФ по статистике со своими административно-территориальными органами (включая подведомст­венные предприятия, организации, учебные заведения) составля­ет единую систему органов государственной статистики.

Указом Президента РФ В.В. Путина от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по статистике преобразован в Федеральную службу государствен­ной статистики. В соответствии с Указом Правительство РФ по­становлением от 7 апреля 2004 г. установило, что Федеральная служба государственной статистики является федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по фор­мированию официальной статистической информации о социаль­ном, экономическом, демографическом и экологическом положе­нии страны, а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории РФ. Руководство деятельностью Фе­деральной службы осуществляет Правительство РФ.

В своей деятельности Росстат руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, распоряжениями и постановлениями Президента РФ и Правительства РФ, а также федеральными статистическими программами, которые формируются с учетом предложений федеральных органов исполнительной и законодательной власти, органов государственной власти субъектов РФ, научных и других организаций и утверждаются руководством Росстата по согласованию с Правительством РФ.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность и через свои территориальные органы. Росстат вместе с территориальными органами представляет собой централизованную иерархическую систему, выполняющую важнейшую функцию – информационное обеспечение государственного и регионального управления.

Методология формирования статистических показателей, формы и методы сбора и обработки статистических данных, установленные Росстатом, являются официальными статистическими стандартами РФ.

Росстат выполняет следующие основные функции:

- организует проведение государственных статистических наблюдений по разработанным и утвержденным программам, методологии, формам;

- обеспечивает ведение ЕГРПО на основе учета всех хозяйствующих субъектов на территории РФ с присвоением им идентификационных кодов, исходя из общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

- вырабатывает единые подходы к формированию целевых регистров министерствами и ведомствами;

- осуществляет разработку и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;

- проводит единую техническую политику в технологии сбора, разработки и передачи статистической информации, взаимодействует с региональными, отраслевыми информационно-вычислительными системами;

- обеспечивает сбор, обработку, хранение и защиту статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайн, необходимую конфиденциальность данных;

- осуществляет сопоставления основных социально-экономических показателей РФ с международными, совместно с Центральным банком РФ составляет платежный баланс на основе данных, полученных от финансово-кредитных, внешнеэкономических и других органов;

- создает условия для эффективного использования средств вычисленной и организационной техники, внедряет новейшие технологии обработки информации, современные лицензионные программные продукты и системы управления базами данных, аналитические и информационные справочные системы;

- участвует в программах сотрудничества с национальными и международными статистическими и экономическими организациями.