Задачи статистики и основные направления ее реформирования

 

Статистическая информация используется на макроуровне для разработки экономической политики в стране, формирования проектов бюджета РФ и ее субъектов, получения прогнозов социально-экономического развития, анализа реализации федеральных законов и международных обязательств России. Таким образом, статистика играет важную роль в формировании информационной инфраструктуры экономики, социаль­ной сферы и общества в целом. В связи с этим в современных условиях она должна обеспечивать органы государственного управления всех уровней, международные организации, коммерческие структуры и насе­ление объективной, своевременной и полной информацией по вопросам социально-экономического развития РФ, ее регионов, отраслей и секторов экономики.

Важной задачей органов статистики стало введение в статистическую практику показателей и классификаций, предназначенных для анализа процессов в рыночной экономике. Для решения этой задачи осуществлен переход к системе национальных счетов, применяемой для характеристики общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установления взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, к которым относятся валовой внутренний продукт (ВВП), конечное потребление., валовое накопление, национальное богатство и др. Кроме того, СНС позволяет изучать население, рынок труда (в частно­сти, занятость и безработицу), бедность населения и другие социальные вопросы посредством расширения системы понятий и классификаций, используемых в СНС. Таким образом, создается глобальная информаци­онная база для исследования не только экономических, но и социальных процессов.

Это особенно важно, так как экономическое развитие не может являться самоцелью, а имеет смысл только тогда, когда оно направлено на создание условий, которые позволят людям прожить долгую, здоровую и достойную жизнь. В мировой практике признано, что экономические показатели не могут быть единственным критерием оценки уровня развития и качества жизни в стране. В программных документах Европейского союза (ЕС), в том числе в Хартии основных социальных прав трудящихся (1989), про­возглашено единство процессов экономического и социального прогресса. В рамках программ государств — членов ЕС, реализующих продеклари­рованные принципы Хартии, предусматриваются увеличение занятости населения, развитие человеческих ресурсов, улучшение условий жизни и труда, преодоление бедности, обеспечение функционирования системы социальной защиты и т.д.

Сегодня значительно больше внимания необходимо уделять человеческому фактору как важнейшему источнику экономического роста. Целью проводимых в Российской Федерации реформ должен быть не только экономический рост, но и одновременное улучшение всех сфер жизнедеятельности населения.

В настоящее время не только предприниматели, научные работники, менеджеры предприятий, но и каждый гражданин России должен владеть основами статистических знаний. Без этого сложно разобраться в программах различных партий и блоков, документах Правительства РФ по вопросам социально-экономического развития, сообщениях в электрон­ных средствах массовой информации и периодической печати. Владение основами статистики позволяет ориентироваться в подчас противоречивых публикациях, критически осмысливать приводимые в различных изданиях статистические данные, грамотно интерпретировать материалы органов государственной статистики.

Решение этой задачи тесно связано с необходимостью модернизации системы распространения статистических данных на основе современных технологий и ее ориентацией на максимально полное удовлетворение потребностей общества.

Особенно внимательно следует относиться к тем новым процессам, отражение которых лишь с недавнего времени стало задачей российской статистики. Так, переход к рыночной системе хозяйствования привел к появлению рынка труда и изменению политики государства в отношении занятости населения. В связи с этим возникла необходимость разработки статистических показателей, оценивающих состояние рынка труда на региональном и федеральном уровнях; измерения уровня без­работицы; анализа факторов, влияющих на занятость населения в стране; выявления основных тенденций в изменении численности занятого на­селения по регионам России и отраслям экономики и т.д.

Важное значение приобретает статистический анализ расслоения общества и связанных с ним таких негативных явлений, как рост преступности, распространение наркомании, проституции, а также криминализация хо­зяйственной деятельности. Статистическому анализу подлежат и причины банкротства предприятий, задержки выплат заработной платы и др.

Вместе с тем на современном этапе государственная статистика должна оперативно реагировать на новые процессы в стране. Так, государственная статистика должна отражать ход реализации национальных проектов в области здравоохранения, образования, обеспечения жильем, развития агропромышленного комплекса, формировать систему показателей статистики инноваций и «информационного общества» и т.д.

Чтобы управлять современным обществом, нужно отслеживать состояние и взаимодействие двух основных сфер: экономической и социальной. И хотя они взаимозависимы (например, уровень экономического развития страны отражается на уровне жизни населения, а кадровый потенциал во многом определяет ход экономических преобразований), каждая из них имеет конкретный обособленный предмет исследования и соответственно требует адекватной системы показателей.

Основополагающим для развития и совершенствования государственной статистики является Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Реформирование статистики в России затронуло прежде всего те этапы статистического исследования, которые связаны с организацией статистических наблюдений и формированием системы показателей социально-экономической статистики, характеризующих состояние и развитие экономической и социальной сторон жизни общества.