Значение христианства на примере Руси.

· Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.

· С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.

· Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

· Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности.

· Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках. Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.

· Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.

Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуре и живописи. Рассмотрим на примере Западной Европы и Византии.

Церковное строительство особенно усилилось около 1000 г. в связи с ожидавшимся, согласно учению церкви, концом света. С этого времени для возведения построек в Западной Европе широко используется камень. Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые мощные стены с немногочисленными и узкими окнами. Этот стиль получил название романского.Основное, что создало романское искусство - это замок-крепость,или храм-крепость.Замок - крепость рыцаря, церковь - крепость Бога. Исключительно церковной по содержанию была и настенная, которая отражала сословно-иерархические представления о мире: святые изображались более крупными по размеру, чем король, а король - более крупным, чем его вассалы и слуги. Во Франции (Церковь в Клюни (XI век), Церковь Нотр Дам дю Пор в Клермон-Ферране (XII век)являются образцом романской архитекуры. Немало построенов Италии и Германии. В XII в. появляется готика.Основа готического собора - высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большой высоте, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами - витражами.Колыбелью готики стала Франция. Собор Парижской Богома­тери (XII - XIII века), церковь Сен Шапель, со­боры Амьена и Реймса (все XIII века). В Германии - собор в Кельне (XIII - XV, XIX века). Английская готика - Вестмин­стерское аббатство (XIII — XVI века), капелла Королевского колледжа в Кембридже (XV — XVI века).

 

В Византии в церковном зодчестве возобладали две архитектурные формы: базиликальная и крестово-купольная. Базилика -это прямоугольное в плане и вытянутое в длину здание, разделенное рядами колонн или столбов на продольные части (нефы). В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом (апсидой),помещался алтарь,взападной - вход. Другой тип конструкции храма - крестово-купольный,по-видимому, имеет восточные корни. Купол не парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава. Купол символизирует небесный свод. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют крест, но равноконечный. фВ дальнейшем тип храма-базилики утвердился в Западной Европе, а в самой Византии преобладал второй тип. Пример редкого и блестяще решенного объединения обоих конструктивных принципов представляет собой константинопольский храм Софии. Главные формы византийской живописи - монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), иконы, книжные миниатюры и мозаикатакже широко известны. Древнейшие византийские мозаики находятся в храмах и усыпальницах Равенны. Всемирно известны мозаичные портреты императора Юстиниана и императрицы Феодоры, украшающие церковь Сан-Витали.