Вопрос.«Жёсткая» вертикальная интеграция каналов распределения
Способ организации каналов распределения в значительной степени определяется решением вопроса о его создании или покупке.
Создание канала возможно путём роста за счёт новых капиталовложений или поглощение других компаний.
Покупка предполагает приобретение услуг субподрядчиков. Решение о создании является признаком жёсткой вертикальной интеграции. Решение о покупке – признаком гибкой вертикальной интеграции, являющаяся результатом добровольного объединения.
«Жёсткая» вертикальная интеграция целесообразна в следующих случаях:
1. количество подрядчиков, способных удовлетворительно выполнить определённые виды работ невелико;
2. налаживание отношений с новыми партнерами связано с большими затратами времени и денег;
3. условие, технологии и продукция компании уникальны, поэтому потребуется большие усилия и средства на подготовку подрядчика для работы на надлежащем уровне;
4.процесс принятия решений о приобретении достаточно сложен и требует участия многих подразделений компании;
5. тесная координация является общими условием успешной маркетинговой деятельности компании;
6. у покупателя формируется явная предпочтительность к продавцам, а не к компании;
7. эффективность выполнения маркетинговых функций повышается за счёт положительного действия эффекта масштаба;
8. внешняя среда характеризуется высокой неопределённостью;
9. деятельность аутсайдера практически невозможно проконтролировать;
10. отдельные участники канала могут легко воспользоваться благами, обеспечивающими действиями других участников;
11. транзакции осуществляются довольно часто , как правило, велики по объёму;
12. товар находится на начальной стадии своего жизненного цикла;
13. покупатели требуют высокого уровня обслуживания;
14. товар тесно связан с основной деятельностью компании.
В каналах распределения выделяют 8 основных функций (потоков):
1. физическое обладание
2. право собственности
3. продвижение
4. переговоры
5. финансирование
6. риск
7. размещение заказов
8. оплата
«Жёсткая» вертикальная интеграция имеет место в том случае, когда управление одним из маркетинговых потоков осуществляется одной организацией на любых двух уровнях распределения. Для определенной степени вертикальной интеграции необходимо провести анализ каждого потока.
В силе владения маркетинговой деятельностью предприятие может установить абсолютный контроль над порядком выполнения работ на нескольких уровнях распределения. Такой контроль даёт фирме возможность гарантировать должное представление требуемых клиентами услуг.
С «жёсткой» вертикальной интегральной системой связано ряд проблем:
1. осуществление вертикальной интеграции приводит к увеличению размера и усложнению структуры предприятия. Негативный эффект масштаба может быть связан с появлением новых маркетинговых задач, в результате чего оказывается невозможным эффективный контроль затрат на поддержание товарных запасов и расходов на торговый персонал. Кроме того, возможно снижение мотивации для эффективного выполнения работ.
2. руководство и служащие интегрирующих структур могут преследовать цели, не совместимые с целями компании и общим результатом проявления этих видов неэффективности являются потеря контроля.
Вертикальная интеграция часто вынуждает компанию конкурировать с её поставщиками или партнерами по каналам.
Управление подобными структурами требует детализации следующих этапов:
1. установления взаимоотношений (проводится широкий отбор, подготовка и обобществление)
2. поддержание - предусматривает тщательное распределение обязанностей, разработку планов на случай непредвиденных обстоятельств, определение механизмов внесенных изменений, внедрение систем оценки и контроля, а также описание средств наблюдения за претворением в жизнь.
3. прекращение – определяется продуктивность рассмотренных взаимоотношений, а также порядок их прекращения.