Вопрос. Традициональные, вертикальные, горизонтальные и многоканальные маркетинговые системы

Традиционные каналы распределения включает:

- производителя

- один или несколько посредников.

Все они являются самостоятельными независимыми предприятиями, работающими с целью получения максимально возможной прибыли на базе удовлетворения общественно значимого спроса, при этом не всегда обращают внимание на эффективность функционирования системы распределения в целом. В последнее время все большее распространение получили вертикальные маркетинговые системы, включающие производителя, одного или нескольких оптовых или розничных посредников.

Вертикальные маркетинговые системы предполагают полное сотрудничество всех членов каналов распределения.

Полным владельцем остальных членов системы или доминирующей силой может быть любой участник канала. При этом появляется возможность контроля за эффективным доминированием системы в целом, устраняющим противоречия между отдельными её членами.

К настоящему времени сложились следующие основные типы вертикальных маркетинговых систем:

1. корпоративные вертикальные маркетинговые системы основаны на едином владении всеми этапами производства и распределении товаров.

2. договорные вертикальные маркетинговые системы, объединяющие независимые предприятия, которые на основе договорных отношений координирует свою деятельность для достижения наивысших результатов.

3. управляемые вертикальные маркетинговые системы предполагают координацию деятельности всех этапов производства и распределения товаров, благодаря доминирующему положению самого большого и мощного участника системы.

Горизонтальные маркетинговые системы появляются в результате того, что отдельные предприятия, стоящие на одной ступени, не имея достаток материально – технических или финансовых ресурсов или страхуясь от риска объединяют свои усилия. При этом их сотрудничество может носить как постоянный, так временный характер и осуществляется в следующих направлениях:

1.кооперация по ассортименту или перекрёстная поставка имеет место в тех случаях, когда несколько предприятий оптового торгового похожего ассортимента.

2. совместные закупки товаров

3. кооперация по месту нахождения.

4.сотрудничество в области рекламы каналов распределения продукции достаточно многочисленны и разнообразны, поэтому производители для расширения сбыта, чаще всего используют многоканальные маркетинговые системы.

На одних и тех же товарных рынках имеет место конкуренция каналов распределения, острота, формы и методы, которые зависят от многочисленных факторов, характеризующих конъюнктуру рынка на определенный момент. Однако даже в условиях жёсткой конкуренции может иметь место сотрудничество каналов распределения.