Вопрос. Отбор и найм персонала службы сбыта
Персонал является значимым фактором успеха деятельности предприятия. Имеются 6 главных источников набора служащих:
1. собственный штат предприятия
2. агентства по найму
3. учебные заведения
4. конкуренты
5. работники других отраслей
6. безработные
К способам оповещения о вакансиях относятся:
1. объявления в центральных СМИ
2. объявления в местных СМИ
3. объявления в специализированных изданиях
4. объявления в Интернете
5. агентства по найму
6. непосредственный найм из ВУЗов и СУЗов
7. прочие источники
Первым этапом найма персонала службы сбыта являются:
1. составление профессиограммы и профессиональной характеристик
2. составление анкеты для заявления
Анкета должна содержать 4 раздела:
- личность
- образование
- трудовой стаж
- прочие интересы
Подобная анкета облегчает отбор кандидатов, формирует состав для комплектования, группы предварительного отбора, служит отправной точкой при проведении собеседования и содействует принятию руководителями правильного решения после собеседования.
3. собеседование
На основании должностной инструкции специалиста по сбыту управляющий по сбыту готовит квалификационный требования к претенденту.
Эти требования включают физические, профессиональные достижения, особенности характера, широта интересов.
Главная цель собеседования - получить чёткие и объективные представления о сильных и слабых сторонах личности каждого кандидата.
Обстановка, в которой проходит собеседование, играет важную роль для кандидата. Для проведения собеседования должно быть отведено отдельное посещение.
Задачи первого этапа собеседования – раскрепощение кандидата. Для уменьшения состояния тревоги кандидата существует ряд рекомендаций:
1. один из участников собеседования лично провожает кандидата к месту собеседования
2. сначала следует задавать открытые, а не закрытые вопросы
3. лица, проводившие собеседование должны выглядеть непринужденно и дружелюбно.
После того, как создана обстановка доверия и внимания, следует попросить собеседника рассказать о себе, предыдущей работе, о профессии и его надеждах на будущее.
При этом следует использовать ряд техник ведения беседы:
1. метод воспроизведения речи
2. применение подкрепления
3. молчание и пауза
4. пробные реплики
5. подведение итогов в ходе беседы
6. использование нейтральных вопросов
Для проводящего собеседование важно оценить кандидата. Самому при этом не следует впадать в многословие. Часть времени следует уделить решению практической задачи.
По окончанию собеседования следует спросить кандидата, есть ли у него вопросы. После этого необходимо сообщить, когда будет вынесено решение, как о нём осведомят кандидата. После этого кандидата следует поблагодарить за участие и провести до двери.