Документальная проверка, программа ее проведения

 

Проведению документальной проверки предшествует изуче­ние материалов предыдущей проверки, а также поступившей в инспекцию другой информации о нарушении плательщиком нало­гового законодательства.

На основании этой информации составляется программа про­ведения документальной проверки, определяется перечень основ­ных вопросов, а также период проверки. Программа утверждает­ся руководителем инспекции МНС. В РБ разработан примерный перечень вопросов для проверки со­блюдения действующего налогового законодательства. Часть из них носит общий информационный характер. В частности, реко­мендуется проверить следующее: когда и кем зарегистрирован устав проверяемого субъекта хозяйствования, дату и номер ре­шения, юридический адрес субъекта хозяйствования, вносились ли изменения в устав, характер этих изменений и зарегистриро­ваны ли они в установленном порядке, своевременность и полно­ту формирования уставного капитала. Необходимо установить, имеются ли у проверяемого субъекта хозяйствования филиалы, хозрасчетные или обособленные под­разделения, соблюдался ли порядок их открытия и регистрации.

В начале проверки требуется определить, соответствует ли производственно-финансовая деятельность целям и задачам, оп­ределенным в Уставе, не занимается ли субъект хозяйствования неуставной деятельностью. Если это имеет место, то необходимо указать конкретный вид и объем этой деятельности, а также определить доход от этой деятельности. Одновременно проверя­ется, не занимается ли субъект хозяйствования запрещенными видами деятельности. Если да, то следует указать конкретно вид запрещенной деятельности, какой законодательный акт нарушен и размеры полученного дохода.

Налоговый инспектор устанавливает, имеются ли виды дея­тельности, подлежащие лицензированию, и есть ли специаль­ные разрешения на их осуществление, какие налоги и неналого­вые платежи должен платить данный субъект хозяйствования.

Проверяется, определена ли учетная политика (методика) бухгалтерского учета и соблюдается ли она субъектом хозяйство­вания. Соответствуют ли данные регистров бухгалтерского учета отчетным данным баланса и приложений к нему, взаимоувязаны ли данные баланса и приложений к балансу.

Проверяющий дает оценку состояния бухгалтерского учета, т.е. устанавливает, обеспечивает ли постановка бухгалтерского учета достоверность данных о полученных доходах, произведенных рас­ходах и результатах финансово-хозяйственной деятельности.

С этой целью проверяется следующее: правильно ли и обоснованно ли составляются первичные бухгалтерские документы, обоснованно ли вносятся в них исправления; правильно ли подсчитаны и перенесены итоги в регистрах; не отражаются ли в регистрах бухгалтерского учета записи, не подтвержденные первичными документами, не имеется ли не проведенных по регистрам документов.

После выяснения общих вопросов налоговый инспектор приступает непосредственно к проведению документальной проверки правильности исчисления и уплаты налогов и неналоговых платежей.

При проведении документальных проверок проверяющие дол­жны в обязательном порядке включить в программу следующие вопросы:

- достоверность операций, проведенных по расчетным (валют­ным) счетам, и правильность определения выручки от реализации продукции, работ, услуг;

- достоверность операций по расходным счетам и данных уче­та о фактической себестоимости продукции (работ, услуг); пол­нота и правильность отражения в учете фактических затрат на ее производство и реализацию и соблюдение порядка учета затрат на производство и релизацию готовой продукции;

- правильность отражения результатов финансово-хозяйствен­ной деятельности; правильность отражения операций на забалан­совых счетах и их влияние на результаты финансово-хозяйствен­ной деятельности;

- правильность отражения операций по внереализационным доходам и расходам;

- состояние расчетов с поставщиками, покупателями, прочи­ми дебиторами и кредиторами;

- правильность оприходования основных средств, нематери­альных активов, материальных ценностей, начисления износа и их переоценки; порядок проведения инвентаризации и отражение ее в учете;

- соблюдается ли действующее положение о ведении кассо­вых операций;

- правильность расчетов с подотчётными лицами;

- другие вопросы.

В заключение проверяются правильность определения объек­тов обложения, облагаемых оборотов, применения ставок для ис­числения налогов и неналоговых платежей, обоснованность предо­ставления льгот, правильность исчисления налогов, своевремен­ность перечисления их в доход государства.

Данный перечень вопросов дает только общие направления документальной проверки. В каждом конкретном случае они уточ­няются условиями и программой документальной проверки с уче­том цели проверки, специфики деятельности предприятия и дру­гих факторов, определяющих конкретные методы, приемы и спо­собы проверки первичных документов.