Документальная проверка, программа ее проведения
Проведению документальной проверки предшествует изучение материалов предыдущей проверки, а также поступившей в инспекцию другой информации о нарушении плательщиком налогового законодательства.
На основании этой информации составляется программа проведения документальной проверки, определяется перечень основных вопросов, а также период проверки. Программа утверждается руководителем инспекции МНС. В РБ разработан примерный перечень вопросов для проверки соблюдения действующего налогового законодательства. Часть из них носит общий информационный характер. В частности, рекомендуется проверить следующее: когда и кем зарегистрирован устав проверяемого субъекта хозяйствования, дату и номер решения, юридический адрес субъекта хозяйствования, вносились ли изменения в устав, характер этих изменений и зарегистрированы ли они в установленном порядке, своевременность и полноту формирования уставного капитала. Необходимо установить, имеются ли у проверяемого субъекта хозяйствования филиалы, хозрасчетные или обособленные подразделения, соблюдался ли порядок их открытия и регистрации.
В начале проверки требуется определить, соответствует ли производственно-финансовая деятельность целям и задачам, определенным в Уставе, не занимается ли субъект хозяйствования неуставной деятельностью. Если это имеет место, то необходимо указать конкретный вид и объем этой деятельности, а также определить доход от этой деятельности. Одновременно проверяется, не занимается ли субъект хозяйствования запрещенными видами деятельности. Если да, то следует указать конкретно вид запрещенной деятельности, какой законодательный акт нарушен и размеры полученного дохода.
Налоговый инспектор устанавливает, имеются ли виды деятельности, подлежащие лицензированию, и есть ли специальные разрешения на их осуществление, какие налоги и неналоговые платежи должен платить данный субъект хозяйствования.
Проверяется, определена ли учетная политика (методика) бухгалтерского учета и соблюдается ли она субъектом хозяйствования. Соответствуют ли данные регистров бухгалтерского учета отчетным данным баланса и приложений к нему, взаимоувязаны ли данные баланса и приложений к балансу.
Проверяющий дает оценку состояния бухгалтерского учета, т.е. устанавливает, обеспечивает ли постановка бухгалтерского учета достоверность данных о полученных доходах, произведенных расходах и результатах финансово-хозяйственной деятельности.
С этой целью проверяется следующее: правильно ли и обоснованно ли составляются первичные бухгалтерские документы, обоснованно ли вносятся в них исправления; правильно ли подсчитаны и перенесены итоги в регистрах; не отражаются ли в регистрах бухгалтерского учета записи, не подтвержденные первичными документами, не имеется ли не проведенных по регистрам документов.
После выяснения общих вопросов налоговый инспектор приступает непосредственно к проведению документальной проверки правильности исчисления и уплаты налогов и неналоговых платежей.
При проведении документальных проверок проверяющие должны в обязательном порядке включить в программу следующие вопросы:
- достоверность операций, проведенных по расчетным (валютным) счетам, и правильность определения выручки от реализации продукции, работ, услуг;
- достоверность операций по расходным счетам и данных учета о фактической себестоимости продукции (работ, услуг); полнота и правильность отражения в учете фактических затрат на ее производство и реализацию и соблюдение порядка учета затрат на производство и релизацию готовой продукции;
- правильность отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности; правильность отражения операций на забалансовых счетах и их влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности;
- правильность отражения операций по внереализационным доходам и расходам;
- состояние расчетов с поставщиками, покупателями, прочими дебиторами и кредиторами;
- правильность оприходования основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей, начисления износа и их переоценки; порядок проведения инвентаризации и отражение ее в учете;
- соблюдается ли действующее положение о ведении кассовых операций;
- правильность расчетов с подотчётными лицами;
- другие вопросы.
В заключение проверяются правильность определения объектов обложения, облагаемых оборотов, применения ставок для исчисления налогов и неналоговых платежей, обоснованность предоставления льгот, правильность исчисления налогов, своевременность перечисления их в доход государства.
Данный перечень вопросов дает только общие направления документальной проверки. В каждом конкретном случае они уточняются условиями и программой документальной проверки с учетом цели проверки, специфики деятельности предприятия и других факторов, определяющих конкретные методы, приемы и способы проверки первичных документов.