Пасхальная утреня. Начало пения Цветной Триоди

 

Пасхальная утреня предваряется торжественным КРЕСТНЫМ ХОДОМ вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима.

 

Перед началом утрени священник в полном облачении,имея в левой руке пасхальный трисвечник с Крестом, а в правой - кадило, совершает вместе с диаконом каждение престола (трижды).

 

В 12 часов ночи - удар в колокол.

 

После каждения священник становится на горнем месте и поет с диаконом стихиру (трижды):

 

" Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити".

 

Вначале царские врата и завесы закрыты. При пении стихиры во второй раз открывается завеса; при пении ее в третий раз открываются царские врата и духовенство с пением первых слов стихиры выходит из алтаря на крестный ход , а хор продолжает: "И нас на земли сподоби ...". Старший священнослужитель берет Евангелие ( с правой стороны престола), а с левой - икону Христа Спасителя, покрытые платом. Трезвон. Обойдя один раз вокруг храма с пением стихиры: "Воскресение Твое, Христе Спасе...", крестный ход входит в притвор и останавливается перед закрытыми западными дверями,


ведущими в храм. Трезвон прекращается. Священник кадит иконы, а также предстоящих и диакона. Затем диакон кадит священника.

 

После этого священник, взяв кадило и стоя лицом к востоку, трижды крестообразно знаменует кадилом затворенные церковные двери и творит велегласно НАЧАЛО УТРЕНИ (без возгласа диакона: "Благослови, владыко"):

 

"Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков".

 

Хор: "Аминь". Духовенство трижды поет тропарь: "Христос воскресе...", и хор трижды повторяет тропарь.

 

Затем духовенство поет стихи: "Да воскреснет Бог...", "Яко исчезает дым...". "Тако да погибнут грешницы...", "Сей день, его же сотвори Господь...", "Слава...", и "И ныне", а хор после каждого стиха - тропарь "Христос воскресе ...".

 

После тропаря на "И ныне" священнослужители поют первую половину тропаря: "Христос воскресе из мертвых", а хор допевает: "И сущим во гробех живот даровав".

 

В этот момент открываются церковные двери и все участники крестного хода при пении тропаря "Христос воскресе..." входят в храм, ликуя и радуясь, "узрев Царя Христа из гроба, яко Жениха, происходяща". Священник входит в алтарь, а диакон на солее произносит мирную ектению.

 

После нее поется пасхальный канон, исполненный неземного восторга. Его составил св. Иоанн Дамаскин (VIII в.). Начальные слова ирмоса каждой песни запеваются в алтаре, а хор продолжает следующие за этим слова ирмоса. Например: духовенство поет первые слова ирмоса "Воскресения день...", а хор продолжает "Просветимся, людие...". После каждого тропаря канона припев: "Христос воскресе из мертвых". Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса и заключительным пением (скоро) тропаря: "Христос воскресе..." (трижды).

 

На всех песнях канона священник с диаконом совершает каждение алтаря, иконостаса и предстоящих. Кадя народ, священник приветствует (трижды) молящихся словами : "Христос воскресе". Верующие отвечают : "Воистину воскресе" и, взирая на Крест в руке священника, осеняют себя крестным знамением. На 8-й песни каждение совершает диакон (со свечой в левой руке). Он такие приветствует народ словами: "Христос воскресе".

 

После каждой песни и заключительного пения тропаря " Христос воскресе" диакон произносит малую ектению , а священник - особый возглас. Все эти возгласы приведены в Типиконе, Цветной Триоди и в книге "Служба на пасхальную седмицу".

 

После 3-й песни поется ипакои: "Предварившия утро..."

 

По 6-й песни - кондак: "Аще и во гроб..." и икос: "Еже прежде солнца...", затем - "Воскресение Христово видевше..." (трижды) и "Воскрес Иисус от гроба, якоже пророче, даде нам живот вечный и велию милость" (трижды).

 

На 8-й песни перед Троичным тропарем: "Отче Вседержителю..." поется припев: "Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе".


На 9-й песни вместо припева: "Христос воскресе из мертвых..." поются особые припевы к ирмосу и тропарям. Первый припев ( к ирмосу): "Величай, душе моя, воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца", и т.д.

 

По 9-й песни - ексапостиларий: "Плотню уснув..." (трижды).

 

Затем поются хвалнтные стихиры и стихиры Пасхи:

 

"Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его", "Пасха свящанная нам днесь показася...".

 

При пении стихир Пасхи священнослужители обычно христосуются в алтаре. Христосование с мирянами обычно относится к концу службы.

 

Сразу после стихир читается слово св. Иоанна Златоуста: "Аще кто благочестив и боголюбив...", в котором - на основании притчи Спасителя о работниках виноградника (Мф. 20, 1-16) - все призываются насладиться светлым торжеством Святой Пасхи и войти в радость Господа своего. После этого пасхального слова поется тропарь св. Иоанну Златоусту: "Уст твоих..." (единственное песнопение святому в службе Пасхи).

 

Затем произносятся две ектении - сугубая и просительная. После возгласа: "Твое бо есть..." Диакон: "Премудрость", Хор: "Благослови". Священник: "Сый благословен..." Хор:

 

"Аминь". "Утверди, Боже". Священник (вместо возгласа: "Слава Тебе, Христе Боже... " поет "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ". Хор допевает: "И сущим во гробех живот даровав". Священник с Крестом (без трисвечника) совершает отпуст.

 

"Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец".

 

После отпуста, осеняя народ Крестом на три стороны, священник трижды произносит приветствие: "Христос воскресе". Народ трижды отвечает: "Воистину воскресе". Хор поет тропарь: "Христос воскресе..." (трижды), "И нам дарова живот вечный, поклоняемся Его тридневному Воскресению", а затем многолетие.