Двунадесятые неподвижные Господские и Богородичные праздники. Их отличия и особенности.

 

Богослужение в самые дни великих двунадесятых праздников посвящается исключительно празднуемому событию, что и выражается в изменяемых частях богослужения (чтениях, молитвословиях, песнопениях).

 

Внешняя, сторона богослужения в эти дни, сообразно со светлостью и величием воспоминаемых событий , достигает полной торжественности . Церковь " облекается в одежды светлыя", в "весь светлейший сан", как говорит Устав о Пасхальном облачении, и совершает богослужение при полном освещении храма. Сами священнослужители облачаются в соответствующие содержанию праздника облачения: в Господские праздники - облачения цвета золота (символ торжества), в Богородичные - голубого и белого цвета (символ невинности и девственной чистоты)

 

ПРИМЕЧАНИЕ: В Господские праздники считается общепринятым облачение цвета золота, но на Богоявление, Преображение и Вознесение употребляются облачения белого цвета, на Воздвижение - фиолетового или красного, на праздник Входа Господня во Иерусалим - цвета золота (в практике же часто встречаются и допускаются облачения зеленого цвета.), в Пятидесятницу - цвета золота, а на вечерне в тот же праздник - зеленого в цветах.

 

На Пасху цвет облачения - белый и красный. В другие праздники облачение бывает: в праздники ангельские - белое, апостольские , - желтое, в святительские праздники - цвета золота, в преподобнические праздники - зеленое (символ надежды и мирного подвига среди зеленых пустынных лесов), мучеников - красное (символ


страданий святых). В великие праздники за богослужением преобладает пение над чтением, что служит выражением радостного состоятся молящихся .

 

В некоторые двунадесятые праздники Церковь с глубокой древности определила не преклонять колен , ибо торжествующим приличнее стоять прямо, чтобы самым положением тела выражать торжество. Поэтому в Уставе прямо сказано: "При богослужении в неделю, т.е. воскресный день , и в Владычный праздник и в Пятидесятницу колена но преклонять" (Типикон, гл. 2).

 

Наконец, Церковь вносит духовную радость, торжество и в дома христиан, ослабляя или совсем опускав пост в эти дни и совершав славословив в самих домах.