Философия и частные науки

В истории философии сложилось две крайние точки зрения на предмет философии:

- чрезмерно широкая - сформировалась в античности, когда философия включала все частные науки, но и в 19 веке Гегель называл философию наукой наук, царицей наук, подчиняя своим философским конструкциям данные формирования естествознания. Как реакция на такую трактовку сформировалась вторая

- чрезмерно узкая - нигилистическая - отрицает предмет философии, который устраняется системой частных наук о природе и обществе. Такой подход был предложен Огюстом Контом - родоначальником социологии и философии позитивизма. Во взглядах Конта присутствует элемент механицизма и метафизичности. По Конту целое = сумме входящих в него частей, таким образом,частные науки устраняют философию, которая была их основой.

 

Согласно современному диалектическому подходу целое больше суммы входящих в него частей. Целое обладает неким новым интегративным качеством, характеризуя то или иное явление: физическое, химическое, живых объектов, человека, мира в целом.

Примеры:

-молекулы воды или атомы о2 и h2, - собака как живой организм и части собаки.

Однако, взаимозависимость философии и частых наук строится не на категориях: целое и часть (так как философия не включает частные науки полностью), а на категориях общее(всеобщее) - особенное - единичное (отдельное).

Предмет философии - всеобщее, предмет частных наук - особенное (частные области реальности).

Как связано всеобщее и особенное? Для этого необходимо ответить на вопрос как существует общее. - Только через особенное и во всей массе особенных. Общее и особенное только через единичное и во всей массе единичных.

Таким образом философ изучает предельно общее содержание всего особенного и единичного, которое делает многообразный мир единым целым.

А есть ли это общее (всеобщее)?

Всеобщее есть, как и общее, и особенное, поскольку существуют повторяющиеся связи между вещами - законы, например связи порождения между физической формой материи, химической формой материи, БФМ, СФМ. Человек, как интегральное целостное явление - универсальное доказательство сущности всеобщего. (должно быть общее и различное, общее тоже должно развиваться). (схема из двух кружочков).