SWOT-анализ ОАО «Первый хлебокомбинат»

 

Оценку сильных и слабых сторон компании и ее внешних возможностей и угроз называют SWOT-анализом. Этот анализ позволяет быстро оценить стратегическое положение компании. Общий принцип гласит: при разработке стратегии необходимо обеспечить соответствие внутренних возможностей компании (т.е. баланса ее слабых и сильных сторон) внешней ситуации (т.е. условиям отрасли и конкуренции, возможностям компании на рынке, специфическим внешним угрозам прибыльности и доле рынка компании). Стратегия должна быть направлена на максимально эффективное применение имеющихся у компании ресурсов, использование рыночных возможностей и избежание угроз.

Анализ внутренней среды направлен на то, чтобы уяснить какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе, и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

Оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к возможностям и угрозам внешней среды как раз и определяет наличие у фирмы стратегических перспектив и возможность их реализации. Понятно, что при этом будут возникать препятствия (угрозы), которые необходимо преодолевать. Отсюда следует переориентация методов управления развитием предприятия с опоры на уже достигнутые результаты, освоенные товары и используемые технологии (внутренние факторы) на изучение ограничений, накладываемых внешней рыночной средой (внешние факторы).

Стратегический анализ внутренней среды начнем с анализа финансов предприятия.

1. Производство.

На предприятии существует свой испытательный центр, который аккредитован на техническую компетентность.

ОАО «Первый хлебокомбинат» осознанно придерживается традиционных технологий при производстве своей продукции и является сторонником веками испытанных рецептур. Высококачественный хлеб, изготовленный на основе натуральных компонентов, после экспертной оценки продукция попадает на стол покупателей.

Ежегодно, ассортиментная линейка на хлебокомбинате обновляется. Ведется постоянная работа по улучшению вкусовых характеристик продукции и ее оформления. Разрабатываются новые оригинальные рецептуры по европейским технологиям.

Анализ функциональных областей подразделений предприятия показал, что на предприятии имеются все необходимые функции, но некоторые находятся вне компетенции функциональных подразделений, а именно:

− разработка, проектирование и внедрение в производство новых видов продуктов выполняются отделом сбыта, а должны выполняться маркетологами;

− отсутствие отдела договоров, в результате чего образуется длительная цепь обработки заказов потребителей.

Рассмотрим кадровую деятельность предприятия. Трудовые ресурсы ОАО «Первый хлебокомбинат» являются важнейшим фактором производства, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия.

Отбором кадров на предприятии занимается отдел кадров. При приеме на работу необходимо пройти собеседование с начальником отдела кадров и начальником отдела, куда нанимается работник.

Главным условием работы на предприятии является энергичность, наличие специального профессионального образования. Предпочтение в первую очередь отдаётся людям, занимающим активную жизненную позицию, наделённым аналитическими способностями.

На комбинате наблюдается низкая текучесть кадров, что является следствием значительного улучшения условий труда. Оклады, тарифные ставки и сдельные расценки установлены и утверждены с учетом трудоемкости работ на каждом рабочем месте.

На предприятии существует система премирования работников за результаты труда, единовременного премирования, доплат за условия труда, работу в ночное время, за совмещение профессий, а также возможность получения материальной помощи.

Система подбора/отбора кадров практически отсутствует, как правило, на рабочие специальности при наличии вакансии принимают любого желающего в качестве ученика, который проходит затем индивидуальное обучение.

Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию. К числу элементов микроокружения относят: поставщиков, потребителей, конкурентов, рынок рабочей силы, инфраструктура.

1) Потребители. Продукция ОАО «Первый хлебокомбинат» реализуется на территории Челябинска и Челябинской области. Основными потребителями являются магазины, оптовые фирмы и частные предприниматели.

Реализация готовой продукции осуществляется:

- через собственную розничную сеть – 25,6%;

- через розничную сеть города и частных покупателей – 74,4%.

Реализация по Уральскому региону и области осуществляется через: г.Екатеринбург, г.Снежинск, г.Озерск, г.Кыштым, г.Златоуст, г.Миасс, г.Чебаркуль, г.Копейск, г.Коркино, г.Троицк, г.Еманжелинск.

Для хлебокомбината по большому счету не существует какого-либо одного целевого сегмента рынка, так как покупателями хлеба являются все слои населения.

2) Поставщики. Особенностью рынка является то, что зерно – сырьевая база хлебопекарной отрасли – является объектом государственного управления с точки зрения ценообразования. Полное наименование поставщиков ОАО «Первый хлебокомбинат:

- ОАО «МАКФА» - доля в общем объеме - 16%;

- Золотое зерно - доля в общем объеме - 48%.

3) Конкуренты. Структура рынка в городе складывается следующим образом:

- основные локальные производители хлебобулочных изделий (ОАО «Хлебпром», ОАО «Мэри», ОАО «Союз–Пищепром») доля которых составляет свыше 80% процентов общего объема производства хлебобулочных изделий, из которых 56% принадлежат ОАО «Первый хлебокомбинат»;

- собственное производство в сетевых магазинах, частные минипекарни;

- областные производители (Саткинский, Еманжелинский, Копейский, Кыштымский, Чебаркульский и т.д. хлебокомбинаты);

- федеральные производители («Harris», «Хлебный дом»).

Основными конкурентами ОАО «Первый хлебокомбинат» являются ОАО «Хлебпром», ОАО «Мэри», ОАО «Союз –Пищепром». Конкуренция с этими предприятиями происходит в основном по ценам и качеству продукции.

Продукция хлебокомбината конкурентоспособна. Высокое качество продукции достигается благодаря внедрению прогрессивных технологий производства, использованию высококачественного сырья и наличию оборудования, позволяющего выпускать широкий ассортимент хлебобулочной продукции.

Внутренний рынок и деятельность организации постоянно находятся под влияние политических событий и решений, и руководство организации должно следить за принимаемыми решениями и законами не только правительства, но и местных органов власти, на территории которых функционирует предприятие.

К важнейшим экономическим факторам, оказывающим сильные как позитивные, так и негативные последствия на деятельность организации, относится величина инфляции.

Жесткая конкуренция на рынке заставляет предприятие постоянно продумывать и просчитывать различные ходы, чтобы не только удержать свои позиции на рынке, но и нарастить существующие объемы производства. ОАО «Первый хлебокомбинат» применяется стратегия роста, которая строится на поиске новых рынков сбыта, изменение и расширение ассортимента, улучшение потребительских характеристик продукции, применение передовых технологий производства, повышения уровня лояльности потребителей, привлечение новых клиентов, расширение функциональных возможностей продукции, завоевании потребителей конкурентов.

Результаты проведенного анализа представим в таблице 1.

Таблица 1 – Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы ОАО «Первый хлебокомбинат»

Сильные стороны Слабые стороны
1. Новое оборудование 2. Наличие хорошо отработанной системы сбыта 3. Эффективное использование ресурсов 4. Относительно молодые кадры 5. Опыт практической работы управленческого персонала 1. Неустойчивое финансовое положение 2. Низкий уровень образования на предприятии 3. Отсутствие разработок и исследований 4. Низкий уровень управленческой подготовки руководителей
Возможности Угрозы
1. Географическая близость потребителя 2. Возможность получать сырье из Регионального фонда 3. Стабилизация цен на зерно 4. Наличие постоянных потребителей-предприятий 5. Разработка новых технологий и рецептур 1. Наличие сильного конкурента 2. Чувствительность потребителя к качеству 3. Необходимость закупать зерно в других регионах 4. Сложность внедрения новых технологий и оборудования

 

Можно говорить о широком поле для деятельности и развития. Положение ОАО «Первый хлебокомбинат» долгое время было нестабильным, однако, проанализировав факторы внешней и внутренней среды, можно отметить, что предприятие сможет наращивать прибыль и модернизироваться.

В результате, можно выделить главные факторы воздействия на предприятие.

Матрица SWOT-анализа представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Сопоставление результатов SWOT – анализа

  Возможности Угрозы
Сильные стороны 1. Достаточная известность будет способствовать выходу на новые рынки. 2.Расширение ассортимента продукции и улучшение её качества за счёт использования новых технологий. 3.Используя высококвалифицированный управленческий персонал расширить сеть поставщиков и потребителей 1.Известность защитит от товаров-субститутов и добавит преимуществ в конкуренции. 2. Удержать покупателей от перехода к конкуренту, за счёт использования гибкой ценовой политики и увеличения качества продукции
Слабые стороны 1.Диверсификация деятельности. 2. Повышение уровня образованности персонала   1. Хлебокомбинат понимает, что рост цен неизбежен, поэтому необходимо разрабатывать технологии, которые позволят снизить издержки производства. 2.Появившийся конкурент может предложить рынку продукцию, аналогичную нашей, по более низким ценам.

 

Таким образом, сильные стороны компании (новое оборудование, налаженная система сбыта) послужат базой для достижения конкурентных преимуществ в будущем за счет использования внешних возможностей (в частности применение новых технологий и рецептур) и позволят компенсировать внутренние слабые стороны (решить проблему никого уровня образованности рабочих) и устранить угрозы (высокая конкуренция на рынке).