Одномерные и многомерные стили руководства. Решетка стилей руководства Р. Блейка и Д. Моутон
Рассмотренные стили руководства далеко не исчерпывают всего их многообразия. Существуют разные классификации стилей руководства. В зависимости от числа критериев, по которым классифицируются стили, они делятся наодномерные и многомерные. Одномерный стиль можно изобразить в качестве прямой, границы которой определяют идеальные типы стилей (см. рис 2). Между полюсами — стилями А и Я — располагаются промежуточные варианты: б, в, г и т.д.
Рис. 2. Одномерный стиль руководства
В качестве примероводномерных биполярных стилей можно привести следующие: авторитарный и демократический, ориентированный на задачу и ориентированный на людей; сконцентрированный на руководстве и сконцентрированный на группе, централизованный и децентрализованный; технократический и гуманный; императивный и кооперативный и др.
В отличие от одномерных стилей руководства, основанных на одном критерии оценки поведения руководителя, многомерные стили учитывают целый ряд критериев, причем для каждого такого критерия имеется измерение, которое изменяется независимо от других критериев.
Классическим примером многомерных стилей является решетка поведения руководителей, разработанная Р. Блейком и Д. Моутон. Она объединяет два стиля руководства: ориентированный на людей и ориентированный на задачу. В чем заключается суть этих стилей?
Стиль руководства, ориентированный на задачу, относится к модификациям аторитарного стиля и характеризуется концентрацией внимания руководителя на организационных задачах и, как следствие, ослаблением внимания к людям. Согласно Ф. Бизани, этот стиль предполагает, что руководитель:
· порицает, ругает за плохую работу;
· побуждает медленно работающих сотрудников стараться работать быстрее;
· обращает особое внимание на количество труда (чтобы максимально использовалось рабочее время каждого сотрудника);
· руководит «железной рукой»;
· следит за полным использованием сотрудниками своей рабочей силы, возможностей;
· побуждает сотрудников — с помощью давления и манипулирования — к большему напряжению сил;
· требует от слабых сотрудников выжать из себя максимум.
Исследования практического применения стиля руководства, ориентированного на задачу, показали, что руководители, использующие его:
· позитивно оцениваются вышестоящим начальством чаще, чем руководители, ориентированные на людей;
· оцениваются сотрудниками скорее позитивно, чем негативно, если пользуются влиянием в вышестоящих инстанциях;
· оцениваются своими сотрудниками ни явно позитивно, ни негативно, если не имеют влияния на верхние инстанции.
В отличие от стиля руководства, ориентированного на задачу, на цели организации, стиль, ориентированный на людей,характеризуется концентрацией внимания руководителя на сотрудниках, их потребностях и ожиданиях. Он предполагает, что руководитель:
· обращает внимание на благополучие, хорошее самочувствие своих сотрудников;
· заботится о хороших отношениях со своими подчиненными;
· обращается со всеми своими подчиненными как с равноправными;
· поддерживает своих сотрудников в том, что они делают или должны делать;
· открыт для своих сотрудников, которые могут легко и свободно обсуждать с ним свои проблемы;
· защищает своих сотрудников.
Согласно исследованиям, руководитель, который предпочитает стиль, ориентированный на людей, не может автоматически рассчитывать на высокую удовлетворенность сотрудников. Для такой удовлетворенности важно также его влияние на «верхи» и уважение его высшим руководством, благодаря чему он может реализовывать интересы сотрудников.
Стили, ориентированные на задачу и на людей, имеют различную и даже во многом противоположную направленность, однако они все же могут совмещаться в поведении руководителя. Различные варианты сочетания этих стилей можно представить схематическим образом (см. рис 3).
Рис. 3. Сочетание стилей руководства, ориентированных на задачу и на сотрудников
Решетка же стилей руководства, составленная Блейком и Моутон, отражающая сочетание стилей, ориентированных на задачу и на людей, выглядит достаточно просто — как пересечение девяти горизонтальных и девяти вертикальных линий (см. рис.4).
Рис. 4. Решетка стилей руководства (Р. Блейк, Д. Моутон)
В вертикальной системе координат изображено поведение, ориентированное на людей, в гори-зонтальной - ориентированное на задачу. Каждая из переменных разделена на девять степеней интенсивности соответствующего качества. Цифра 9 характеризует высшую интенсивность, цифра 1 - низшую.
Поведенческая решетка допускает выделение 81 стиля руководства с однозначными определениями их характерных признаков. Естественно, стили, расположенные близко друг от друга по вертикали или горизонтали, различаются незначительно.
Из решетки стилей руководства выводятсяпять типичных стилей:
· 1.1—стиль руководства, не ориентированный ни на высокие трудовые достижения, ни на заботу о межличностных отношениях. Он подобен попустительскому стилю и может иметь следствием апатию и разочарование сотрудников. а 1.9 —стиль руководства, при котором для межличностных отношений создана оптимальная атмосфера, однако внимания трудовым достижениям уделяется мало. Обычно в группе, где руководитель придерживается такого стиля, конфликтов не бывает до тех пор, пока на сотрудников не начинает давить производственная необходимость и(или) вышестоящее начальство.
· 5.5 —стиль руководства, направленный на средние трудовые достижения и среднюю удовлетворенность сотрудников. Он консервативен и ориентирует на достаточные для «спокойной жизни» трудовые результаты. Конфликты улаживаются по-возможности.
·9.1— стиль руководства, ориентированный на высокую производительность труда, но не предполагающий заботу о межличностных отношениях. Он соответствует авторитарному стилю руководства. Конфликты подавляются.
· 9.9 —стиль руководства, нацеленный на высокие трудовые достижения и высокую удовлетворенность сотрудников. Конфликты разрешаются совместно, сообща.
Решетку Блейка-Моутон иногда называют управленческой, менеджерской решеткой и широко используют на семинарах руководителей для анализа и выработки с помощью тренировок различных менеджерских стилей.
Опросы руководителей показывают, что большинство из них считают стиль 9.9 наиболее целесообразным и эффективным. Однако применять этот стиль руководства на практике весьма затруднительно. Немецкий исследователь У. Штопп выделяет семь главных препятствий на пути его использования:
1) низкий уровень образования сотрудников;
2) недостаточная управленческая подготовленность руководителей;
3) низкая идентификация сотрудников с задачами организации;
4) неудовлетворительное состояние информационной системы предприятия, предназначенной для этих целей;
5) традиционное трудовое мышление сотрудников, обусловливающее низкую степень их готовности к принятию ответственности на себя;
6) различие ценностных ориентации руководителя и сотрудников;
7) возникающая из-за иерархических отношений в организации эмоциональная несовместимость руководителя и подчиненных.
Для устранения этих препятствий необходимо повышение образовательного уровня руково-дителей и сотрудников, соответствующее развитие их сознательности и компетентности.
Многомерные стили руководства, конечно, не исчерпываются двухмерной решеткой Блейка—Моутон. X. Латтман разработал многомерный стиль руководства, учитывающий пятнадцать критериев и позволяющий детально отражать весьма широкий спектр поведения руководителя. Такие сложные, столь детально дифференцированные стили имеют главным образом научно-теоретическое, аналитическое значение и в реальном руководстве практически не используются.
Стили руководства могут бы эффективными лишь при учете конкретной ситуации и прежде всего используемой организацией техники руководства.