Классификация маломерных судов и основы теории судна. Элементы набора корпуса.

Маломерные суда классифицируются:

По типу:

Катер - моторное судно со стационарным двигателем;

моторная лодка - судно, движение которого осуществляется при помощи подвесного лодочного мотора;

парусное - судно, имеющее парусное вооружение, и движение которого осуществляется при помощи парусов;

парусно-моторное - парусное судно, оборудованное дополнительно стационарным двигателем или подвесным мотором;

гребное - судно (лодка) приводимое в движение гребными веслами, как правило, при помощи мускульной силы.

несамоходное - судно или иное водное средство, движение которого возможно только при помощи его буксировки;

гидроцикл - бескорпусное водное транспортное средство с движителем;

Кроме классификации по типам, маломерные суда классифицируются по целому ряду признаков.

По способу передвижения суда бывают самоходные и несамоходные.

По назначению:

прогулочные - суда, предназначенные для прогулок, отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных оздоровительных и культурных целей (любительская рыбалка, охота, экскурсии, водные путешест­вия и т.д.);

производственные(коммерческие) - суда, предназначенные для выполнения различных задач и функций (перевозка грузов и людей, промысел биоресурсов, водолазные работы и т.д.);

специальные(служебные) - суда, предназначенные для осуществления и выполнения специфических задач и функций в области надзора, охраны жизни людей на воде и окружающей среды, гидрографических и исследовательских работ (патрульные, спасательные, природоохранные, гидрографические, исследовательские катера и лодки и т.д.).

По характеру движения:

водоизмещающие - суда, вытесняющие корпусом определенный объем воды, независящий от скорости;

глиссирующие - быстроходные суда, при движении которых на днище действует гидродинамическая подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды и обеспечивающая скольжение (глиссирование) корпуса по водной поверхности;

на подводных крыльях - суда, имеющие под корпусом особые крылья, на которых при движении возни­кает гидродинамическая подъемная сила, полностью приподнимающая корпус над водой;

на воздушной подушке - суда, оборудованные мощными вентиляторами, которые нагнетают воздух под днище и создают там повышенное давление, приподнимающее судно над водой. Для поступательного дви­жения судна служат воздушные винты, обеспечивающие высокую скорость.

По типу движителя моторные суда подразделяются на суда с гребным винтом, воздушным винтом, водометным движителем.

По обводам корпуса (подводной части его) в основном суда бывают кругло- и остроскулыми. Круглоскулыми называются обводы с плавным переходом днищевой ветви в бортовую (закругленная скула). Остроскулыми — обводы, имеющие на шпангоутах излом в месте соединения днищевой ветви с бортовой ветвью.

По конструкции набора корпусав зависимости от того, какие связи (продольные или поперечные) набора прочнее, суда могут быть с продольной или с поперечной системой набора. Если же прочность продольных и поперечных связей равноценна, то конструкция набора считается смешанной. Легкие суда клееных конструкций принято называть безнаборными.

По материалу корпуса суда бывают деревянные, из алюминиевых сплавов, пластмассовые, композитные и т.д.

Для изготовления корпуса маломерного судна используются древесина, алюминиевые сплавы, пластмассы, композитные материалы. Одним из важнейших требований при проектировании и изготовлении маломерного судна является обеспечение требуемой прочности корпуса. Корпус судна испытывает нагрузки от собственного веса и расположенных внутри корпуса устройств и механизмов, а также груза. Кроме того, на корпус судна воздействуют как статические, так и динамические (в условиях сильного волнения на поверхности водоема) силы давления воды. Для обеспечения прочности маломерного судна предусмотрено усиление корпуса судна специальными балками. Эти балки бывают продольными и поперечными, обеспечивающие продольную и поперечную прочность судна. В совокупности они образуют набор судна и называются продольными элементами набора и поперечными элементами набора корпуса.

Продольными элементами набора корпуса судна являются:

1. Киль - продольная балка днищевого набора, которая проходит посередине ширины судна.

2. Стрингеры. Представляют собой продольные балки днищевого и бортового набора. В судостроении используются бортовые, днищевые и скуловые стрингеры.

3. Карлингсы - продольные подпалубные балки.

4. Продольные ребра жесткости. Являются балками меньшего профиля по сравнению со стрингерами и карлингсами. Продольные ребра жесткости используются для обеспечения дополнительной продольной прочности корпуса судна в любой его части. В зависимости от расположения бывают подпалубные, бортовые, днищевые.

Поперечными элементами набора корпуса судна являются:

1. Флоры. Представляют собой поперечную балку днищевого набора от борта до борта.

2. Шпангоуты. Шпангоутами являются вертикальные балки бортового набора, которые соединяются внизу с флорами при помощи книц (деталь треугольной формы для обеспечения жесткости соединений элементов набора корпуса). На маломерных судах флоры могут не использоваться, в таком случае шпангоуты являются цельными балками бортового и днищевого набора.

3. Бимсы - поперечные подпалубные балки набора корпуса судна, протяженностью от одного борта к другому.

В зависимости от того, каких элементов набора корпуса на единицу площади используется больше, различают суда с продольной, поперечной и комбинированной системой набора. Предпочтение определенной из перечисленных систем набора производится при производстве расчетов обеспечения требуемой продольной и поперечной прочности корпуса в зависимости от нагрузки судна и предполагаемых мореходных качеств.

Вертикальные или наклонные балки, являющиеся продолжением киля называются штевнями (в носовой части - форштевень, в кормовой - ахтерштевень).

Вертикальные, отдельно стоящие стойки круглого или иного сечения, называются пиллерсами.Пиллерс служит для подкрепления палубы и в своей нижней части упирается в места пересечения флор (шпангоутов - на малых судах) с днищевыми продольными балками (киль, стрингер, кильсон), а в верхней части - бимсов с карлингсами.

 

Корпус судна может быть разделен на отдельные отсеки при помощи поперечных и продольных водонепроницаемых переборок.

Крайняя носовая часть судна между форштевнем и первой переборкой называется форпик, а крайний кормовой отсек - ахтерпик.

Сплошные или решетчатые щиты, укладываемые поверх днищевого набора, называются сланью.

К элементам продольного и поперечного набора закрепляется наружная обшивка корпуса судна. Она выполняется из различных материалов и обеспечивает водонепроницаемость корпуса судна, а также продольную и местную прочность судна. Если корпус маломерного судна изготавливается из листов алюминия или металла, то листы обшивки располагаются рядами длиной вдоль корпуса судна. Листы обшивки соединяются между собой либо с помощью заклепок, либо посредством сварки встык.

В данном разделе рассмотрены вопросы, связанные с элементами набора корпуса маломерного судна. К каждому вопросу предлагается четыре варианта ответов. В комментариях к вопросам раздела приводятся необходимые пояснения.

1.1. Корпус моторного судна разделен водонепроницаемыми переборками на три отсека. Носовой отсек между форштевнем и первой переборкой называется форпиком.

Правильный ответ: "Форпик".

1.2. В носовой части судна непосредственно к килю присоединяется форштевень - загнутый кверху брус или металлический угольник, являющийся продолжением киля.

Правильный ответ: "Форштевень".

1.3. Средние и большие пробоины, а также расположенные рядом несколько мелких пробоин, заделываются с помощью пластырей (мягких, жестких, полужестких). Для маломерных судов рекомендуется иметь парусиновый пластырь. Для постановки пластыря заводят подкильные концы, как правило, с носа.

Правильный ответ: "С носа".

1.4. Для крепления обшивки и усиления продольной прочности корпуса внутри его устанавливают продольные бруски, называемые стрингерами. В зависимости от расположения стрингеры бывают бортовые, днищевые и скуловые. В данном случае бортовой стрингер.

Правильный ответ: "Бортовой стрингер".

1.5. Поперечными связями набора корпуса судна служат шпангоуты и флоры. Шпангоуты - вертикальные балки бортового набора, которые соединяются внизу с флорами при помощи книц (элементы треугольной формы для обеспечения жесткости соединения элементов набора корпуса судна). На малых судах (лодках) флоры могут отсутствовать и шпангоуты являются цельными балками бортового и днищевого набора.

Правильный ответ: "Шпангоут".

1.6. Поперечные связи, соединяющие между собой верхние концы шпангоутов, называют бимсами. Они проходят от борта до борта и придают жесткость шпангоутной рамке и поддерживают настил палубы.

Правильный ответ: "Бимс".

1.7. Кница - это деталь из листовой стали треугольной формы, используемая для соединения различных деталей корпуса, например для соединения шпангоута и флора.

Правильный ответ: "Кница".

1.8. Продольная балка днищевого набора называется днищевой стрингер. Правильный ответ: "Стрингер".

1.9. Кормовая часть моторных судов заканчивается транцем, который с помощью кницы крепится к килю и на который устанавливается подвесной мотор.

Правильный ответ: 'Транец".

1.10. Продольные подпалубные балки называются карлингсами. Они служат для укрепления продольной прочности палубного настила.

Правильный ответ: "Карлингс".

1.11. Шпангоуты - это вертикальные балки бортового набора, которые соединяются внизу с флорами. Шпангоуты служат для обеспечения поперечной прочности бортового набора корпуса судна.

Правильный ответ: "Шпангоут".

1.12. Маломерное моторное судно с подвесным лодочным мотором называется моторная лодка.

Правильный ответ: «Моторная лодка».

1.13. Для большей прочности бимсы подкрепляют вертикальными стойками пиллерсами.

Правильный ответ: "Пиллерс".

1.14. Маломерное моторное судно со стационарным двигателем по типу относится к катеру.

Правильный ответ: «катер»

1.15. Внутри корпуса на днище поверх днищевого набора укладывают съемные щиты из досок, называемые сланью, или решетчатые щиты, называемые рыбинами.

Правильный ответ: "Слань".

 

1.1. Как называется носовой отсек между форштевнем и первой переборкой? 1.Цепной ящик. 2. Бак. 3. Ют. 4. Форпик.
1.2. Как называется вертикальная носовая балка, являющаяся продолжением киля? 1. Штевень. 2. Штаг. 3. Флор. 4. Форштевень.
1.3. Как должны заводиться подкильные концы на катере или моторной лодке при постановке парусинового пластыря для заделки пробоины? 1. Носовой конец заводится с носа, кормовой — с кормы. 2. С носа. 3. С кормы. 4. В любом порядке.
1.4. Как называется продольная бортовая балка? 1. Бортовой киль. 2. Бортовой карлингс. 3. Бортовой бимс. 4. Бортовой стрингер.
1.5. Как называется бортовая часть балки поперечного набора корпуса судна? 1. Флор. 2. Шпангоут. 3. Стрингер. 4. Бимс.
1.6. Как называется поперечная балка подпалубного набора, проходящая от борта до борта? 1. Бимс. 2. Флор. 3. Карлингс. 4. Стрингер.  
1.7. Как называется пластина треугольной формы для соединения различных элементов набора корпуса? 1. Бракета. 2. Кница. 3. Рецесе. 4. Карлингс.  
1.8. Как называется продольная балка днищевого набора? 1. Флор. 2. Карлингс. 3. Стрингер. 4. Бимс.    
1.9. Как называется кормовая поперечная переборка, которая на моторной лодке слу­жит для установки подвесного мотора? 1. Ахтерпик. 2. Транец. 3. Кокпит. 4. Комингс.
1.10. Как называется продольная подпалубная балка? 1. Стрингер. 2. Бимс. 3. Комингс. 4. Карлингс.    
1.11. Как называется бортовая часть поперечной балки набора корпуса судна? 1. Пиллерс. 2. Бимс. 3. Шпангоут. 4. Флор.  
1.12. К какому типу судов относится судно с подвесным лодочным мотором? 1. моторная лодка, 2. скутер, 3. катер, 4. глиссер.
1.13. Как называется вертикальная стойка для подкрепления палубы, упирающаяся в нижней части в место пересечения днищевого стринге­ра и флора? 1. Карлингс. 2. Пиллерс. 3. Бимс. 4. Шпангоут.
1.14. К какому типу судов относится маломерное моторное судно со стационарным двигателем? 1. Моторная лодка 2. Самоходное судно 3. Катер 4. Водоизмещающее судно
1.15. Как называется съемный сплошной днищевой щит, укладываемый на маломерном судне поверх днищевого набора? 1. Рыбина. 2. Фальшщит. 3. Балясина. 4. Слань.