V.1 Понятие муниципальной службы. Взаимосвязь функций местного самоуправления и муниципальной службы.

Исходным определением, лежащим в основании понятия «муниципальная служба» является понятие муниципальной должности. Понятие муниципальной должности связывает функцию органа местного самоуправления с человеком, исполняющим обязанности по реализации этой функции. Если обратиться к материалу предыдущей главы, то исходным моментом для определения понятий муниципальная служба и муниципальный служащий, является последнее звено функционального описания деятельности муниципального органа управления, а именно должностная инструкция. Именно поэтому определение муниципальной должности в ФЗ № 8 от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы Российской Федерации»предшествует определению муниципальной службы. «Муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей» (ст.1 п.1).

При этом следует отметить, что муниципальные должности подразделяются на те, которые осуществляются на выборной основе (депутаты, главы МО и пр.) и на те, которые осуществляются на постоянной основе. Понятие муниципальной службы распространяется только на должности, осуществляемые на постоянной основе. «Муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе, на муниципальной должности, не являющейся выборной» (ст.2, п.1).

Равно как и государственная служба, муниципальная служба представляет собой профессиональный институт, основывающейся на единой практике, которая нормируется соответствующими нормативными актами. Необходимость выделения муниципальной службы в отдельный профессиональный институт связана с основными принципами муниципальной службы. Условно эти принципы можно разделить на общеполитические, связанные с тем, что муниципальная власть является публичной властью и реализует на местном уровне общенациональные задачи. К этим принципам относятся:

· верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;

· приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;

· самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий

Ко второй группе принципов относятся принципы, выделяющие муниципальную службу в отдельный институт.

· профессионализма и компетентности муниципальных служащих;

· ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

· равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

· единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций;

· правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;

· внепартийности муниципальной службы.

Принцип профессионализма и компетенции муниципальных служащих предполагает его определение как профессиональный институт, предполагающий соответствующую профессиональную подготовку. Как и всякий профессиональный институт, он предполагает наличие учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих. Соответствующие учебные программы определяют содержательные требования к компетентности муниципального служащего и определяют этапы прохождения муниципальной службы, связанные с конкурсным отбором, аттестацией и присвоением квалификационного разряда. Этот принцип задает основу соответствия муниципального служащего, занимаемой им должности

Принцип ответственности муниципального служащего за надлежащее и ненадлежащее исполнение им своих обязанностей предполагает отделение муниципального служащего от должностных лиц органа муниципального управления, осуществляющих свою деятельность на основе результатов муниципальных выборов депутатов и должностных лиц муниципальных образований. Депутаты и должностные лица несут политическую ответственность перед избирателями, и контроль за из деятельностью осуществляется на основе законодательства о выборах в ораны местного самоуправления, а также на основе соблюдения Федеральных законов, законов субъектов Федерации и муниципальных нормативно-правовых актов. Муниципальные служащие несут ответственность только в рамках тех обязанностей, которые определены законодательством о муниципальной службе, положением об органе муниципального управления и соответствующей должностной инструкцией.

Принцип равного доступа к муниципальной службе предполагает, то, что нет никаких ограничений на право занимать муниципальную должность, кроме тех, которые определяются профессиональной спецификой.

Принцип единства муниципальной службы предполагает единство стандартов профессиональной деятельности, связанной с тем, что местное самоуправление является публичной властью, реализующей общенациональную политику в рамках соответствующей компетенции.

С этой спецификой муниципальной службы связан также принцип правовой и социальной защищенности муниципального служащего. В отличие от остальных профессий муниципальная служба предполагает отделение личных интересов муниципального служащего от его обязанностей, связанный с функционированием органа муниципального управления. Должность не может быть источником дополнительных доходов. Кроме того, жалование муниципального служащего является основным доходом муниципального служащего, при этом законом ограничивается перечень дополнительных доходов. Подобное ограничение компенсируется соответствующими социальными гарантиями. Природа этих ограничений является результатом того, что муниципальный служащий в пределах своей компетенции наделяется соответствующими правами и полномочиями необходимыми ему для выполнения своих должностных обязанностей.

По этим же основаниям в качестве основного принципа определяется принцип внепартийности муниципальной службы, препятствующий тому, чтобы полномочия, связанные с реализацией муниципальной должности использовались в интересах отдельной социальной группы, политической партии и пр.

Таким образом, специфика муниципальной службы как профессионального института в основном связана с всеобщим характером решаемых ею задач. В этом отношении, муниципальная служба как профессиональный институт по основным параметрам соответствует институту государственной службы. Именно поэтому в ряде нормативно правовых актах содержалась ссылка на возможность регулирования процесса прохождения муниципальной службы соответствующими документами, регулирующими процесс прохождения государственной службы[54].

Специфика муниципальной службы состоит в том, что, поскольку муниципальное управление реализует общегосударственные задачи на уровне вопросов местного значения, то она приравнивается к государственной службе. Но поскольку нанимателем муниципального служащего является орган местного самоуправления, работающий на основе принципов самоуправления, то здесь предполагается определенная самостоятельность муниципальной службы. При этом жалование муниципальному служащему выплачивается из бюджета муниципального образования. Ряд вопросов, связанных с организацией деятельности муниципальной службы должен решаться в рамках нормативных актах принимаемых на уровне субъекта федерации и на уровне муниципального образования. Таким образом, по сравнению с государственной службой количество уровней, на которых принимаются нормативные акты, регулирующие прохождение муниципальной службы возрастает.

Иерархия права в этом случае должна была выглядеть следующим образом: ФЗ Закон об основах муниципальной службы, соответствующие законодательные акты субъектов РФ, муниципальные нормативные акты. Однако подобная иерархия права является своеобразной формой, которая скрывает определенное содержание, которое дает возможность выявить перспективную специфику муниципальной службы.

Как мы видели выше, управление на муниципальном уровне, не являлась государственным управлением создает возможности для перехода на управление, основанное на принципах «нового государственного менеджмента», а точнее на программно-целевое управление. Менеджмент, на основе конечного результата и непосредственных показателей предполагает возможность привнесения в институт муниципальной и государственной службы той специфики, которую легче всего реализовать именно в условиях муниципального управления. Если в условиях гражданской службы переход на новые принципы финансирования и управления предполагает создание особого режима финансирования и предполагает создание соответствующей правовой базы для проведения эксперимента, то в условиях муниципального управления многие вопросы, в частности, вопросы, связанные с формированием фонда заработной платы могут решаться на муниципальном уровне[55]

Таким образом, определенная самостоятельность муниципальной службой является предпосылкой для наполнения этого института новым содержанием. Принципы «нового государственного менеджмента» предполагают наличие определенных качеств у муниципального служащего, которые могут быть определены следующим образом.

· Во-первых, муниципальный служащий должен обладать качествами менеджера, предполагающего знание финансовых основ управления (то есть способность определить цель и функцию управления на основе принципов финансового менеджмента.

· Во-вторых, качествами лидера

· В-третьих, способностью добиваться желаемых результатов

· В- четвертых, обладать качествами, свойственными публичным деятелям, т.е. быть готовым к появлению перед публикой.

Эти качества существенно изменяют требования к прохождению муниципальной службы. Какие механизмы способны сформировать подобные качества у муниципальных служащих. С точки зрения законодателя, подобным механизмом является принцип открытости и конкурентности в поступлении и прохождении государственной и муниципальной службы. Именно на этом основано принятие нормативных актов прямого действия на федеральном уровне, связанных с регулированием прохождения государственной службы. Речь идет, в первую очередь о ФЗ «О системе государственной службе РФ», ФЗ «О государственной гражданской службе РФ, Указе Президента Российской Федерации «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы Российской Федерации» от 1 февраля 2005 г. Указе Президента Российской федерации «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации государственным гражданским служащим» от 1 февраля 2005 г. Указе Президента российской Федерации «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)».

Принцип единства государственной и муниципальной службы предполагает единство ее прохождения и возможность регулировать отношения в рамках муниципальной службы на основе конкурсного отбора, процедур аттестации и сдачи квалификационных экзаменов.

В этом отношении, можно говорить о необходимости принятия соответствующих нормативных актов, регулирующих отношения в рамках муниципальной службы.

Эта проблема решается за счет того, что законодательством на уровне субъекта Федерации предусматривается возможность, приравнивая должностей муниципальной службе к должностям государственной службы. Так, например, в РК Это РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы».

Этот шаг позволяет основу муниципальной службы, а точнее, должность приравнять к должности государственной службы со всеми вытекающими отсюда последствиями, то есть с применением для муниципальной службы процедур прохождения государственной службы.

Принцип открытости и конкурентности прохождения муниципальной службы не реализуется через следующие механизмы:

· Создания резерва государственной и муниципальной службы

· Конкурсного отбора

· Аттестации

· Квалификационного экзамена.

Создание резерва предполагает возможность привлечения на государственную и муниципальную службу наиболее подходящих кандидатов из представителей различных профессий и социальных групп, то есть речь идет о принципе «бокового входа». Кроме того, процедура создания резерва предполагает возможность его подготовки. Что весьма немаловажно для тех людей, которые решили изменить сферу деятельности и стать государственным и муниципальным служащим.

Принцип конкурсного отбора является реализацией общего принципа конкурентности. Этот принцип позволяет отобрать претендентов на основании единственного критерия, наличия способности выполнять функции муниципального или государственного служащего.

Процедура аттестации и квалификационного экзамена является реализацией принципа «личных заслуг», то есть эта процедура предполагает наличие определенных усилий, которые должен приложить государственный и муниципальный служащий для занятия соответствующей должности или получения классного чина.

Преимущества современного законодательства о государственной, а соответственно, и муниципальной службы состоит в том, что здесь на уровне Указов Президента РФ разработан механизм, позволяющий реализовать принципы конкурентности и открытости государственной и муниципальной службы, определить ее специфику по отношению к другим профессиям и определить специфику правового регулирования этого института по отношения к законодательным актам регулирующим трудовые отношения.

Эта специфика слабо учитывалась в предыдущих законах о государственной и муниципальной службе РФ. Отсутствие подробного определения механизма прохождения государственной и муниципальной службы приводило к тому, что отношения между государственным и муниципальным служащим, с одной стороны, и органом государственного или муниципального управления с другой, регулировались на основе трудового права. Это приводило к тому, что преобладающей стала модель трудового найма в сфере государственной и муниципальной службы, что приводило к игнорированию специфики этого института, которая выражена в основных принципах прохождения государственной и муниципальной службы.

Таким образом, современное законодательство в сфере государственной и муниципальной службы ориентирует на создание конкурентной и открытой модели прохождения государственной и муниципальной службы, что предполагает создание соответствующих механизмов.