Становление социологии (позитивистские идеи О. Конта. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма)

На развитие социальных наук, имеющих своим предметом изучения общественную жизнь, влияет, прежде всего, наличие общественных потребностей в разрешении тех или иных проблем, возникающих в социальной системе. Применительно к формированию социологии эти предпосылки своими корнями уходят в эпоху Просвещения и исторические события Великой французской революции, ставшей во многом поворотным пунктом развития человеческой цивилизации. Эпоха Просвещения породила плеяду блестящих мыслителей:

Монтескье (1689--1755), Вольтер (1694--1778), Руссо (1712-- 1778), Гельвеций (1715--1771), Тюрго (1727--1781), Кондорсе (1743--1794) и ряд других, произведения которых с социально-политической и духовной точек зрения стали идейным основанием не только разрушения здания феодализма и его социальных институтов, но и во многом теоретической базой будущей науки социологии. Обращаясь к истории социальных наук, нельзя не сказать, что каждый крупный мыслитель в рамках своей философской и социально-политической теории, так или иначе пытался отразить пути и принципы общественного развития, свое видение положения и роли человека в социальной системе: таким образом дать более или менее общую картину общественного бытия.

Вопросы, связанные с исследованием социальных и теоретических предпосылок возникновения социологии, представляют собой важную сферу социологического знания. Именно здесь и прослеживается преемственность и взаимосвязь многих социогуманитарных дисциплин (философии, истории, теории права и государства и др.), а также причинная обусловленность тех или иных теоретических положений, взглядов, идей характером общественной жизни людей, их практическими потребностями в совершенствовании различных социальных институтов.

Социологическая концепция Огюста Конта. Общество — органическое единство всего человечества или какой-либо его части, объединённых идеей «всеобщего согласия». Оно представляет собой органическую систему, порождённую необходимостью в поддержании общего порядка и индивидом находится семья, которая представляет собой «истинное единство» в отличие от самого общества, которое выступает как «внешняя», принудительная сила.

По утверждению О. Конта, взгляд на общее умственное развитие человечества, результатом которого является позитивизм, свидетельствует о том, что существует основной исторический закон. Согласно этому закону, каждое из наших главных понятий, каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через 3 различных теоретических состояния:

1. состояние теологическое, или состояние вымысла;

2. состояние метафизическое, или абстрактное;

3. состояние научное, или положительное.

 

Другими словами, человеческий ум по своей природе употребляет последовательно в каждом из своих изысканий 3 метода, характер которых существенно различен и даже радикально противоположен:

1. сначала метод теологический,

2. потом – метафизический,

3. и, наконец, положительный.

Отсюда 3 рода философии, или общих систем, объединяющих явления в их целом и взаимно исключающихся:

первая система – необходимая точка отправления человеческого ума;

третья – твёрдое и окончательное состояние,

а вторая – служит лишь переходом.

При этом для позитивизма в соответствии с его же принципом не существует других настоящих наук, кроме естествознания, исключающего явления внешнего мира.

Социологизм — теоретико-методологический способ изучения общества, когда на первый план выдвигалась задача исследования законов соц. реальности, позволяющих понять сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида. Именно этим и призвана заниматься, по Д., социология.

Общество, соц.реальность рассматриваются Д., с одной стороны, как часть природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой – как реальность особого рода, несводимая к другим ее видам.

Соц. факты Д. подразделял на: морфологические (плотность населения); образующие материальный субстрат общественной жизни; духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая роль.

Рассматривая общество как ценностно-нормативную систему Д. серьезное внимание уделил исследованию аномии, под которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, характерное для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.

Религию Д. рассматривал, как связанную систему верований и обрядов в священное, а не как веру в Бога; он считал, что религия упрочивает соц. солидарность и формирует соц. идеалы, ведет к поклонению обществу, реальному обществу – объекту всех религиозных культов.