Использование показателей конечного результата и непосредственного эффекта

Показатели конечного эффекта Задача:целеполагание, проектное, программно-целевое управление. Использование:бюджетирование по результатам, планирование, оценка и исполнение на основе конечных результатов
Показатели непосредственного результата Задача:текущая регулярная деятельность органов власти, деятельность подведомственных организаций. Использование:подсчет стоимости функции, анализ эффективности бюджетных расходов, «покупка результатов

 

Эти два тип показателей используются для создания основных документов, определяющих деятельность муниципального органа власти и его подразделений. Процесс создания этих документов, а точнее основного из них – положения об органе муниципального управления и документов, регламентирующих деятельность структурных подразделений органа муниципального управления, должностных инструкций представляет собой двух ступенчатый процесс. Результатом определения целей и показателей конечного результата является создание положения об органе муниципального управления. Схематично это может выглядеть следующим образом.

 

   
 
 
 
Положение об органе власти


В свою очередь, для разработки документов, регламентирующих деятельность структурных подразделений и определения должностных обязанностей муниципальных служащих необходим перечень функций и непосредственных результатов. На основании перечня функций в положении фиксируются только функции имеющие воздействие на объект управления и подтвержденные соответствующим показателем непосредственного результата. Этот процесс выглядит следующим образом

 

 
 

 


Определение функционала органа муниципального управления, в соответствии с методикой реформирования государственных и муниципальных органов власти является основным, но не окончательным звеном в системе целевого управления. Так, основной задачей ликвидации излишних и дублирующих функций в аппарате управления является определение баланса между средствами бюджета, направленными на выполнение функции и конечным эффектом. Это предполагает определение стоимостных характеристик функций, введение определенных единиц измерения показателей непосредственного результата. И, наконец, определенное влияние количественных и качественных характеристик показателей непосредственного результата на показатели конечного результата.

При этом, возможно, что само понятие функции в реализации конечного результата может оказаться довольно условным и при оценке стоимости конечного результата, будет использоваться более гибкая характеристика, такая как деловой процесс, который может носить межфункциональный характер. То есть может так оказаться, что выполнение целостной функции будет нецелесообразным, а наиболее эффективно будет включить в состав делового процесса лишь часть функции, интегрирующейся с другими этапами достижения цели. Такое изменение в планировании бюджетных расходов на достижение цели является вполне закономерным и может представлять собой заключительную стадию реформирования деятельности муниципального управления на основе целевого принципа.

Важным моментом в соотнесении конечного результата и затраченных на его получение средств является достоверность информации, на основе которой осуществляется анализ. Поэтому важнейшим принципом информационной политики является открытость информации со стороны органа управления и организации каналов поступления информации от граждан и пользователей услуг органа управления.

И, наконец, важнейшим требованием является принятие антикоррупционных мер, связанных как с организационными мероприятиями (принцип одного окна), так и с нормотворческой деятельностью, связанной с формированием антикоррупционных элементов нормативных актов.

Таким образом, в основе процесса управления на основе целевого управления лежит основной принцип бизнес администрирования: взаимосвязь затрат и конечного эффекта на основе баланса. Это предполагает введение принципа финансового менеджмента, основанного на составлении бюджета через систему оценки стоимости конечного результата через подсчет стоимости функций и деловых процессов.

Принцип целевого управления предполагает последовательную реорганизацию функционала органа муниципального правления, изменение принципов формирования должностного регламента, штатного расписания, изменение базового подхода формирования бюджета, изменения информационной политики и информационного обеспечения деятельности органа муниципального правления.

Подробно методика проведения принципа целевого управления изложена в соответствующих публикациях[53]..