V.2 Функции местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

ФЗ № 131 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» к вопросам местного значения на уровне поселения относит вопросы, которые можно условно разделить на три группы. К первой группе относятся вопросы, связанные с финансовым управлением и управлением имуществом МО, ко второй относятся вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью, предполагающей создание и поддержание в порядке соответствующей системы жизнеобеспечения населения. К третьей категории можно отнести вопросы, связанные с созданием соответствующей социальной инфраструктуры МО, социальной поддержкой населения и пр.

Таким образом, перечень вопросов местного значения можно разбить на три группы и тогда они будут выглядеть следующим образом:

1. Вопросы, связанные с финансовым управлением и управлением имуществом:

· формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

· установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

· владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

2. Создание и поддержание в порядке системы жизнеобеспечения населения:

· организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

· содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

· обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

· создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

· участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

· обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

· организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

· планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, установление правил землепользования и застройки территории поселения, изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

· организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

· организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

· организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

·

 

·

3. Создание соответствующей социальной инфраструктуры МО, социальная поддержка населения:

· создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

· организация библиотечного обслуживания населения;

· создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

· охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;

· обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

· создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

· оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения;

· формирование архивных фондов поселения;

Вопросы местного значения, отнесенные к компетенции муниципального района (округа) также делятся на три группы. Отличие полномочий района связано с областью применения этих функций. Так, по всем трем категориям к компетенции муниципального района относятся вопросы, связанные с вопросами межмуниципального характера, то есть к вопросам района относится система жизнеобеспечения на межмуниципальной территории, финансовое управление и управление имуществом района, создание соответствующей социальной инфраструктуры на территории района.

Однако изменение объема полномочий МО на уровне района предполагает и соответствующее изменение качества описанных функций. Так, например, добавляется функция по выравниванию бюджетной обеспеченности МО, входящих в район за счет создания соответствующего фонда[45]. Органы муниципального управления несут ответственность за экологическую безопасность в районе, за охрану правопорядка за счет создания муниципальной милиции. Однако существенно возрастают полномочия района в сфере создания и поддержания соответствующей социальной инфраструктуры. Речь идет об ответственности руководства МО за «организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам», а также за «организацию оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов» Более конкретно сформулированы полномочия в сфере организации социальной поддержки населения, речь идет об организации системы опеки и попечительства на уровне МО.

Таким образом, можно говорить о том, что количественные характеристики, связанные с областью применения функций муниципального управления предполагают качественное различие в определении функций МО различного уровня. Это предполагает идеологию разграничения полномочий между двумя уровнями муниципального управления, позволяющую организовать взаимодействие различных уровней муниципального управления без подчинения один другому.

Реализация общеуправленческих функций предполагает линейную модель управления. Управление на основании реализации внешних функций предполагает функциональную модель управления, когда управленческая система делится в зависимости от выполняемых функций: ЖКХ, социальная сфера, здравоохранение и пр. Чисто функциональная модель организации управления предполагает, что во главе каждого направления работы стоит руководитель специалист самостоятельно принимающий решения. Описывая внешние функции муниципального управления на уровне районной администрации, уже выполняются на этом уровне. Практика закрепления за районной властью этих полномочий имеет следующие недостатки, которые могут быть устранены в ходе вступления в действие ФЗ «О местном самоуправлении в РФ».