Тема 5. Деловое администрирование в бухгалтерском учете (6 час)

Понятие делового администрирования в бухгалтерском учете. Управление организационными и кадровыми изменениями: методы мотивации труда сотрудников бухгалтерии, оценка результатов работы и компетенции бухгалтерского персонала, порядок принятия и назначения на должность главного бухгалтера, порядок сдачи дел при оставлении должности.

Организация и нормирование труда учетного персонала: бухгалтерия как структурное подразделение системы управления организацией; специализация персонала бухгалтерии; гибкая, проектная и матричная формы управления бухгалтерией; организация рабочего места бухгалтера; организация хранения документов бухгалтерского учета и использования бухгалтерского архива; прямое и косвенное нормирование труда персонала бухгалтерии.

 

 

БУХГАЛТЕРСКАЯ СЛУЖБА

Бухгалтерская служба – это коллектив людей, занятых достижением поставленных целей.

Бухгалтерская служба подчиняется непосредственно руководителю организации: либо генеральный директор напрямую руководит ею, либо финансовый директор курирует эту службу. Никаких посреднических звеньев быть не должно, иначе на бухгалтеров возлагается серьезная ответственность за некомпетентность этих промежуточных звеньев, а также будет искажена цель, которую ставит перед бухгалтерией руководитель.

Важнейшим условием эффективной работы бухгалтерии является адекватное построение ее аппарата и расстановка учетных работников по рабочим местам (то есть структура бухгалтерии).

От того насколько адекватно этот аппарат настроен, будет зависеть достижение цели, то есть адекватность – это достижение целей и решение задач в выработке необходимой информации. Исходя из принципа рациональности, нужно выработать только необходимую (наиболее важную) информацию.

Под структурой бухгалтерского аппарата понимают состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц или звеньев бухгалтерии, выполняющих различные функции.

В зависимости от размера организации и характера ее деятельности различают предметное и функциональное разделение учетного труда.

Предметное разделение труда (линейное, оперативное) исходит из принципа обособленности выполняемых работ или операции, при котором весь определенный цикл учетных работ совершает от начала до конца один работник или определенная часть бухгалтерского аппарата. Например, учет материалов, заработной платы.

Функциональное разделение учетного труда предполагает выполнение каждым работником или определенной частью бухгалтерии однородных совокупных функций или операций. Например, поступление и выбытие материалов осуществляют два бухгалтера.

Существует три основных организационных структуры бухгалтерии:

1) линейная (иерархическая). Все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру (количество работников до 10 человек). При такой структуре возможно предметное разделение труда, то есть они не противоречат друг другу;

2) вертикальная (линейно-штабная). В этом случае существуют промежуточные звенья управления (отделы, бюро, секторы, группы, звенья), возглавляемые старшими бухгалтерами. По текущим оперативным делам решение принимает старший бухгалтер. Этот метод применяется в большинстве крупных и средних организаций.

3) комбинированный (функциональный). При данном методе организуются структурные подразделения, выполняющие полный цикл учетных работ. Например, выделяется отдельный расчетный отдел, отдел налогообложения, отдел по расчетам, то есть отделы изолированы друг от друга под руководством начальника отдела. То есть существуют сочетания структуры бухгалтерии. Исходя из величины предприятия определяют структуру бухгалтерии. Необходимо конкретно знать – сколько человек могут обслужить предприятие в отношении формирования информации.

Что должно быть взято за основу при определении количества работников в бухгалтерии? Существует постановление Минтруда РФ от 26.09.1995 года № 56 «Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работу по бухгалтерскому учету финансовой деятельности в бюджетных организациях». Они разработаны для работы без автоматизации. Все нормы труда должны быть закреплены в учетной политике организации. Речь идет о труде счетоводов, а вот труд счетоведов нельзя пронормировать. Главный бухгалтер выполняет колоссальный объем работы и пронормировать его труд невозможно, поэтому у него ненормированный труд. Компенсация должна быть соответствующей.

Пронормировать труд нужно, чтобы можно было рационально и эффективно организовать его: распределить обязанности между работниками по их возможностям. Кроме заработной платы есть мотивация – стимулирование к труду (поведенческая школа менеджмента). То есть заработная плата не стимул к труду, так как она не связана с размерами работы в бухгалтерском учете.

Согласно биохиовиризму, эффективное достижение цели организации требует максимальное использование человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии.