Иерархия источников российского права: понятие, признаки, правовые формы выражения иерархической зависимости

 

§ 3. Иерархия законов и подзаконных нормативных правовых

актов субъектов Российской Федерации

 

В федеративном государстве каждый субъект, наряду с иными атрибутами, имеет и свою собственную систему законодательства. В Российской Федерации 83 субъекта и, следовательно, наряду с федеральной, существуют еще 83 сис­темы законодательства.

Правовой основой для формирования таких систем является прежде всего ряд положений Конституции Российской Федерации, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации. Так, в соот­ветствии с ч. 2 ст. 5 «Республика (государство) имеет свою конституцию и за­конодательство. Край, область, город федерального значения, автономная об­ласть, автономный округ имеет свой устав и законодательство». Статус субъектов Российской Федерации определяет ст. 66 Конституции РФ, а систему нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации устанавливает ст. 76 Конституции РФ. Однако необходимо обратим внимание на ряд моментов.

Во-первых, федеральная Конституция не устанавливает перечень всех ви­дов и форм (наименований) нормативных правовых актов субъектов Федера­ции. Установлены лишь виды учредительных актов (в республиках — конститу­ции; в иных субъектах - уставы) и закреплено право принимать собственные законы. Все остальные виды источников права субъекты вправе устанавливать самостоятельно.

Во-вторых, федеральная Конституция не устанавливает иерархию законодательства субъектов Федерации. Эту задачу они также решают самостоятельно.

В-третьих, федеральная Конституция определяет предметы ведения, по ко­торым субъекты вправе издавать законы и иные нормативные правовые акты. К ним относятся предметы совместного ведения и предметы исключительного ведения субъектов.

Логичным и вполне объяснимым является тот факт, что в целом система законодательства субъектов и их иерархическая структура строятся по образу и подобию вертикальной структуры федерального законодательства. Вместе с тем, иерархия законодательства каждого конкретного субъекта имеет опреде­ленную специфику, которая предопределяется совокупностью различных фак­торов и находит свое проявление в наименованиях актов, их перечне, порядке принятия и внесения изменений, правовых формах выражения иерархической зависимости и других моментах. Подобно тому, как на федеральном уровне основные виды нормативных правовых актов установлены Конституцией Российской Федерации, на уровне субъектов РФ основные виды и существующая между ними подчиненность источников права устанавливается их основными законами. Вместе с тем, в отли­чие от федерального уровня, в ряде субъектов приняты законы о нормативных правовых актах.

Однако, несмотря на последнее обстоятельство, ни учредительные акты субъектов, ни законы о нормативных правовых актах (там, где они приняты) на сегодняшний день не решают всех проблем иерархического построения законодательства каждого конкретного субъекта Российской Федерации.

В юридической литературе справедливо отмечается, что - система законодательства субъектов Федерации довольно сложна. Однако четкость в определении соотношения юридической силы различных нормативных правовых актов отсутствует[25].

Высшую ступень вертикальной структуры законодательства субъектов Российской Федерации занимают конституции (в республиках) и уставы (в иных субъек­тах).

Правовой формой выражения иерархического приоритета учредительных актов по отношению ко всем иным источникам права субъектов являются фор­мулировки: «не должны противоречить». Так в ч. 3 ст. 1 Устава Нижегород­ской области установлено: «Устав области имеет прямое действие на ее терри­тории. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в области, не должны противоречить Уставу области»[26].

На следующем иерархическом уровне системы законодательства субъек­тов Российской Федерации находятся конституционные (уставные) законы (в тех субъектах, в которых предусмотрено их принятие).

Принятие конституционных законов предусмотрено в ряде республик. В части 3 ст. 89 Конституции Республики Мордовии установлено: «Государст­венное Собрание Республики Мордовии по вопросам, предусмотренным Конституцией Республики Мордовии, принимает конституционные законы Респуб­лики Мордовии»[27].

Теоретическое обоснование более высокой юридической силы конституционных законов по отношению ко всем нижестоящим актам определяется их содержанием (фактор - «важность общественных отношений»). Они посвяще­ны регулированию ключевых государственных (конституционных) институтов республики - народовластие, статус органов власти, атрибуты государственно­сти.

Правовой формой выражения иерархического приоритета конституцион­ных законов является формулировка: «не должны противоречить». Так, в ч. 4 ст. 89 Конституции Республики Мордовии говорится: «Законы Республики Мордовии, постановления Государственного Собрания Республики Мордовии, а также иные нормативные правовые акты, принимаемые в Республике Мордо­вии, не должны противоречить Конституции Республики Мордовии и консти­туционным законам Республики Мордовии».

На следующем иерархическом уровне располагаются законы субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, могут наделяться различной юридической силой.

Как и на федеральном уровне можно выделить как минимум три иерархических уровня данных законов. 1 уровень - за­коны, принятые на референдуме; 2 уровень - кодифицированные законы; 3 уровень - иные (некодифицированные) законы.

В ряде субъектов в последнее время весьма активно проводятся кодификационные работы. В Республике Башкортостан приняты 16 кодексов. В Свердловской области действует Кодекс об админист­ративной ответственности. В Воронежской области - Избирательный кодекс. В Нижегородской области 16 апреля 2001 г. принят Градостроительный кодекс Нижегородской области[28].

Следует заметить, что иерархический приоритет кодексов по отношению ко всем иным законам будет иметь место только в том случае, когда законода­тельный орган субъекта РФ выразит его в соответствующей правовой форме (Например, ст. 2 Водного кодекса Республики Башкортостан). Вместе с тем, в целом ряде случаев иерархический приоритет кодексов по отношению к некодифицированным законам не устанавливается.

Теперь перейдем к рассмотрению иерархии подсистемы подзаконных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Подчиняясь в целом общим закономерностям, она имеет ряд особенностей, которые детерминируются прежде всего особенностями иерархической структуры власти каж­дого конкретного субъекта.

Практически все законодательные (представительные) органы субъектов наряду с законами принимают и постановления, которые могут быть как нор­мативными, так и правоприменительными. При этом нормативными постанов­лениями могут регламентироваться как внутриорганизационные вопросы дея­тельности законодательного органа, так и общественные отношения, участни­ками которых являются иные субъекты права.

В ряде субъектов в структуре высшего представительного органа государственной власти субъектов создаются постоянно действующие советы или президиумы. Они также наделяются правом принимать нормативные правовые ак­ты. Так, Совет Государственного собрания Республики Мордовии принимает указы и постановления.

По мнению В.А. Толстика, противоречия между нормативными постановлениями законодательных органов и нормативными актами - указами (постановлениями) глав исполнительной власти вполне возможны, такие коллизии следует рассматривать как иерархические. В таком случае приоритет следует отдать актам представительного органа. В конечном счете, зако­нодательный орган власти вместо постановления может принять закон и тем самым придать своим нормам более высокую юридическую силу[29].

Нормативные указы (постановления) руководителей высших исполнитель­ных органов государственной власти субъектов в свою очередь имеют более высокую юридическую силу, чем акты, принимаемые любыми иными органами соответствующей ветви власти. Определяющим в данном случае является фак­тор «иерархия государственных органов».

В тех субъектах, где созданы правительства, именно их нормативные акты должны размещаться на следующем нижестоящем после актов глав субъектов иерархическом уровне.

Правовые акты правительств принимаются в форме постановлений и распоряжений. При этом акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. По оперативным, организационным, кадровым и другим теку­щим вопросам издаются распоряжения. Правовой формой выражения иерархической зависимости рассматривае­мых актов от актов глав соответствующих субъектов является право глав субъ­ектов отменять правовые акты правительств. Так, в ст. 70 Конституции Респуб­лики Саха (Якутии) в числе полномочий Президента называется право отме­нять постановления и распоряжения Правительства республики.

В структуры исполнительных органов власти субъектов входят различные структурные подразделения (министерства, ведомства, департаменты и т. п.), которые тоже вправе принимать нормативные правовые акты. Вместе с тем, в ряде случаев рассматриваемые органы издают нормативные правовые акты, обязательные для граждан, общественных объединении и организаций, не под­чиненных данному ведомству. Правовой формой выражения иерархической подчиненности ведомственных актов по отношению к вышерасположенным так же, как и в предыдущем случае, является право правительства (если оно есть) отменять акты мини­стерств и ведомств (Например, Правительство Республики Мордовии вправе отменять акты министерств, государственных комитетов, ведомств Мордовии)[30].

Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими ор­ганами исполнительной власти субъектов РФ или одним из них по согласова­нию с другими. И в первом и во втором случае такие акты должны иметь ие­рархический приоритет перед актами, принятыми министерствами и ведомст­вами самостоятельно. В законодательстве субъ­ектов, как правило, отсутствуют правовые формы выражения такого приорите­та. Правовой формой выражения приоритета актов, принимаемых в рамках надведомственных полномочий, должно являться положение об их обязатель­ности для иных органов соответствующего иерархического уровня. Такие положения устанавливаются в соответствующих статутных актах. Однако если они не установлены, не будет и приоритета.

Таким образом, иерархия нормативных правовых актов субъектов Россий­ской Федерации может быть представлена в следующем виде:

1-й уровень - разделы (главы) конституций (уставов) субъектов РФ; 2-й уровень — конституционные законы; 3-й уровень — кодифицированные законы; 4-й уровень - некодифицированные законы; 5-й уровень - нормативные постановления (законодательных) представи­тельных органов; 6-й уровень - нормативные указы высших должностных лиц; 7-й уровень - нормативные постановления правительств (администраций); 8-й уровень - нормативные акты органов исполнительной власти субъек­тов, принятые совместно или по согласованию; 9-й уровень - нормативные акты органов исполнительной власти, приня­тые в рамках надведомственных полномочий.