III. История кинофикации в Самаре

27 мая 1898 года «Самарская газета» поместила объявление о предстоящем сеансе синематогра­фа - «движущейся, живой, во весь рост фотографии». В Самару приехал петербургский гастролёр-коммерсант, привёз с собой кинопроектор и «первую фильму», так тогда называли произведение синематографа (впоследствии - кинематографа). Демонстрация проходила в летнем театре Панаева в Струковском саду.

В начале XX века пу­блике представляли сеансы не­мого игрового кино, в основном это были короткометражные киноновеллы французского производства. Что же демонстрировала французская синема в Самаре в конце XIX века. Вот реклама в «Самарской газете»: «Отрывки из интимной жизни французского графа и его любовниц, затем будет драка женщин и прочая, и прочая...». Кроме игрового кино, показывали хронику с фронтов русско-японской войны или сюжеты из жизни царствующих особ. Первые фильмы шли всего 1-2 минуты, поэтому за сеанс демонстрировали иногда до 50 картин сразу.

Сеансы проходили на неприспо­собленных для этого площадках - например, в помещении Самар­ского драматического театра. На месте нынешнего Дома промышленности располагался деревянный сарай, оклеенный афишами, который и стал первым постоянным «Электротеатром».

Весной 1906 года в Са­маре, в Струковском саду, от­крылся «электробиоскоп», предшественник нынешних кинотеатров. Но просуществовал он всего лишь две недели. По­сле одного из киносеансов вдруг вспыхнул пожар, и драгоценный аппарат сгорел всего за несколь­ко минут. Обстоятельства происшествия так и остались невыяс­ненными.

А через год биоскоп был от­крыт уже в каменном здании. Окупалась демонстрация филь­мов достаточно быстро, и еще через год в Самаре было уже 15 биоскопов. Яркие, манящие огни заведений под эффектными на­званиями «Модерн», «Триумф», «Бомонд-Иллюзион», «Фурор», «Экспресс», «Гранд-Электро» не мог­ли оставить равнодушной продвинутую самарскую публику. Биоскоп работал и в театре-цирке «Олимп», где по вечерам после цирковых представлений демонстрировались «новейшие картины с занимательными сюжетами». В здании ремесленного училища на углу улиц братьев Коростелёвых и Льва Толстого находился кинотеатр «Вулкан». А вскоре появились и первые прокатные конторы, которые за­нимались поставкой лент для по­каза. Мало того, уже в то время биоскопы стали появляться в тогда еще глухих провинциаль­ных уголках губернии - в Бузулуке, селах Красный Кут, Старая Майна, Большая Глушица, Абдулино и т.д. А на Волге был даже специальный плавучий электро­театр, устроенный на барже. Об удобствах для зрителей владельцы биоскопов особо не заботились: стулья стояли вплоть до самого экрана, места не нумеровались, между рядами едва-едва можно было протиснуться. Несмотря на это, период с 1906 по 1910 гг. стал временем расцвета кинематографа в Самаре.

Конечно, от того времени мало что сохранилось. И, пожалуй, одним из главных памятников кино в Самаре является киноте­атр «Художественный», старей­ший из ныне действующих. Еще в 1913 году фешенебельный ресторан на улице Дворянской (здание, построенное по проекту архитектора А.А. Щербачёва) был переоборудован в самый роскошный в Самаре начала века синематограф. Назван он был экзотично - «Художественный электротеатр». Впоследствии oт названия осталось толь­ко первое слово. За время своего существования кинотеатр «Художественный» пережил разные времена, даже был на грани закрытия. В 1998 г. кинотеатр реконструирован усилиями горстки энтузиастов во главе с членом Союза кинематографистов России Татьяной Алексеевной Ивановой. Теперь это кинокомплекс нового поколения с тремя кинозалами, великолепной репертуарной политикой и постоянно действующими выставками. С 2001 г. кинотеатр носит имя Т. А. Ивановой. Ежегодно кинотеатр представляет площадку для проведения кинофестиваля «Синемания. Новое кино России».