Учебный вопрос: МЕТОДИКА НАЗНАЧЕНИЯ И ИНСТРУКТАЖА АКТИВА ДЕЖУРНЫХ СМЕН ЛИЧНОГО СОСТАВА КАРАУЛОВ

 

Непосредственно перед заступлением в караул надо подготовить: необходимую литературу, 2-4 бланка боевых листков, листков-молний, альбом (папку), в котором подшить выписки из приказов о поощрении военнослужащих за несение караульной службы, вырезки из газет, журналов о героических поступках часовых, текст статьи 377 Уголовного кодекса Республики Казахстан – об ответственности за нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы, свежие газеты, цветные карандаши, ручки, линейки, фломастеры.

 

Воспитательной работа в ходе несения караульной службы.

Цель воспитательной работы состоит в том, чтобы обеспечить высококачественное выполнение караулом боевой задачи. Она мобилизует личный состав на соблюдение законности, способствует воспитанию у воинов дисциплинированности, смелости, самоотверженности.

 

Все мероприятия по времени распределяются в течение суток. Необходимость проведения тех или иных из них зависит от конкретных условий обстановки, состава и задач караула.

 

Наиболее распространенными и действенными формами являются:

- групповые и индивидуальные беседы;

 

- правовые информации;

 

 

- изучение уставов Вооруженных Сил, проведение викторин;

 

- коллективное и индивидуальное чтение и обсуждение статей из газет и журналов, отрывков из художественной литературы;

 

 

- просмотр телевизионных передач, прослушивание радиопередач;

 

- игра в шахматы, шашки;

 

 

- выпуск боевых листков, листков-молний.

 

 

Непосредственно обеспечивает выполнение намеченных планов мероприятий и несет ответственность за состояние воспитательной работы с личным составом начальник караула.

 

Воспитательной работа при подведении итогов несения караульной службы.

В подразделении при подведении итогов несения караульной службы дается оценка действиям каждого солдата, сержанта, прапорщика, офицера, актива караула, широко пропагандируются образцы ратного труда, передового опыта, выявляются причины недостатков в несении службы, воспитательной работе.

В проведении этой работы принимают участие начальники караулов, командиры взводов, заместитель командира подразделения по воспитательной и социально-правовой работе, командир подразделения.

Начальник караула докладывает командиру подразделения и его заместителю по воспитательной и социально-правовой работе о выполнении боевой задачи по охране объекта, плана воспитательной работы, состоянии воинской дисциплины среди личного состава караула, работе актива и о своих предложениях по улучшению воспитательной работы.

 

Итоги выполнения задач караульной службы доводится до личного состава, объявляются оценки за несение службы каждому караулу, поощряются отличившиеся.

Результаты караульной службы отражаются в стенной печати и наглядной агитации, а также используются в устной пропаганде, при инструктажах должностных лиц и актива караула.

Задачи воспитательной работы, решаемые начальником караула, его помощником и активом.

 

Начальник караула (помощник начальника караула):

 

1. Принимает участие в подборе, подготовке личного состава караула, инструктаже актива.

2. В отсутствие заместителя командира подразделения по воспитательной и социально-правовой работе назначает агитаторов смен, редактора боевого листка (актив караула).

3. Проявляет заботу о своевременном питании военнослужащих, обеспечение актива свежими газетами, бланками боевых листков, листков-молний, необходимыми материалами для работы смены, редактора боевого листка, агитатора.

4. Нацеливает личный состав караула на бдительное выполнение боевой задачи.

5. Организует повторение с личным составом бодрствующей смены основных положений УГ и КС.

6. Разъясняет задачи личного состава караула, работает с бодрствующей сменой.

7. Осуществляет контроль за несением службы молодыми воинами.

8. Организует обобщение опыта отличившихся военнослужащих.

9. По окончании выполнения боевой задачи:

- подводит итоги;

- оценивает каждого военнослужащего;

- докладывает заместителю командира подразделения по воспитательной и социально-правовой работе с проведенной воспитательной работой с личным составом караула.

Агитатор смены:

 

1. должен хорошо знать задачу смены караула и особенности ее выполнения.

2. Разъяснять товарищам по службе задачи, стоящие перед караулом, необходимость точного выполнения служебных обязанностей.

3. Личным примером агитирует военнослужащих на качественное выполнение задач караульной службы.

4. Проводит беседы о бдительности, по уставам, последних событиях в стране и за рубежом, о подвигах часовых.

5. Рассказывает о фактах образцового несения службы воинами подразделений.

6. Докладывает начальнику караула о нуждах и запросах товарищей.

7. По окончании выполнения задач в карауле рассказывает воинам подразделения о товарищах, отличившихся при несении службы.

Редактор боевого листка:

 

1. Отвечает за своевременный выпуск боевых листков (не менее 2 боевых листков), листков-молний, где отражает ход подготовки и несения службы в карауле, действия лучших часовых.

2. Организует участие агитаторов смен, других воинов в выпуске боевых листков, листков-молний.

3. По возращении из караула сдает боевые листки, листки-молнии командиру подразделения либо его заместителю по воспитательной и социально-правовой работе для помещения на стенд наглядной агитации.

Выдачу оружия, хранящегося в КХО подразделения, производит дежурный по роте, боеприпасов - старшина роты по письменному разрешению командира роты.

Основанием для выдачи оружия и боеприпасов является постовая ведомость, подписанная командиром роты.

Л/с караула автоматы (штык-ножи к ним) получают лично и под роспись в книге выдачи оружия.

После проведения инструкторских занятий, которые проводятся на макетах местности, на учебных караульных городках или в классе теоретической подготовки суточного наряда, боеприпасы на весь л/с караула получает начальник караула и выдает их в индивидуальном порядке под роспись в постовой ведомости.

После снаряжения магазинов начальник караула выводит караул к месту проведения развода суточного наряда.

Командиры и их заместители добиваются, чтобы военнослужащие, заступающие в наряд, хорошо усвоили свои обязанности, которые им предстоит выполнять при несении службы, ни у одного военнослужащего не должно быть неясных вопросов, касающихся несения службы.

Важное место в морально-психологической подготовке л/с к несению службы занимает ритуал суточного наряда и смена караулов.

Они проводятся в торжественной обстановке в строго определенное время при обязательном наличии всего л/с суточного наряда. Этот ритуал повышает значение службы суточного наряда, позволяет воинам лучше осознать важность выполнения предстоящей задачи.

Воспитательная работа и ее организация в карауле.

Воспитательная работа с личным составом, выделенным для несения службы в карауле проводится:

-при подготовке;

-в период несения службы;

- по окончании выполнения задачи.

На время подготовки и несения службы в карауле составляется: план воспитательной и социально-правовой работы, который утверждается командиром подразделения.

План включает в себя:

- проведение бесед и собрания с л/с примерно такой тематики “Бдительно нести караульную службу - долг каждого воина!”;

- разъяснение требований уставов и законов и об особенностях службы в караулах;

-назначается актив караула: агитаторы смен, редактор боевых листков, редколлегия стенгазеты, их обязанности.

В плане воспитательной работы необходимо отразить:

-индивидуальные беседы с воинами о подвигах часовых;

-организация и проведение бесед по сменам;

- организовать обмен опытом воинов, отличившихся при несении службы;

-подготовить материалы для подведения итогов несения службы.

 

Важно, проводя инструктажи и беседы с военнослужащими, выполняющими роль часовых, подчеркнуть, что государство, возлагая на часового ответственные обязанности, законодательно закрепляет за ним не только большие права, но и особую охрану их прав и его личного достоинства, что он должен быть постоянно бдительным на посту. Большую роль в повышении боевой активности часовых играет пропаганда на героических традициях часовых, их мужество, бдительность, стойкость.

Воспитательная работа при несении службы в карауле ведется особенно активно, целенаправленно, непрерывно в тесной связи с решаемыми задачами. Она мобилизует л/с на соблюдение законности, способствует воспитанию у воинов дисциплинированности, смелости, самоотверженности.

Все мероприятия по времени распределяются в течение суток. Необходимость проведения их зависит от конкретных условий обстановки, состава и задач караула, продолжительности несения боевой службы.

Наиболее распространенными и действующими формами являются:

- беседы (групповые и индивидуальные);

 

- доведение изменений в обстановке;

 

- изучение устава гарнизонной караульной служб ВС,других воиск и воинских формировании РК;

 

- коллективное и индивидуальное чтения;

 

- оказания помощи военнослужащим в изучении обязанности по боевой службе;

 

- просмотр телепередач и прослушание радио;

 

- игра в шахматы и в шашки;

 

-выпуск б/листков.

Весь этот процесс обеспечивает и несет ответственность за его выполнение начальник караула.

 

Он обязан лично контролировать и проводить намеченные воспитательные мероприятия. Работу агитаторов смен и редакторов боевых листков, инструктировать их по формам и содержанию работы с личным составом.

Начальник караула - ведущая фигура на боевой службе. Ему предоставлена большая самостоятельность, право руководить действиями военнослужащих, отдавать им распоряжения, принимать ответственные решения при внезапном осложнении обстановки.

Подбор производится из числа офицеров, прапорщиков, сержантов, а также из наиболее подготовленных солдат старшего периода службы. Отобранные кандидаты после прохождения учебно-методических сборов и сдачи зачетов отдаются приказом командира части.

В последующем с ними проводится плановое обучение и воспитательная работа с целью повышения их сознательности, совершенствования навыков организации боевой службы и проведение воспитательной работы. Состав караула, назначенный актив инструктируется ежедневно в период подготовки и практических занятий в караульном городке (с обязательным присутствием на разводе) заместителя командира части по воспитательной и социально-правовой работе.

 

 

Таким образом, мы разобрали основные направления и причины, обусловливающие необходимые направления воспитательной и социально-правовой работы при выполнении боевых задач при несении караульной службы.