Роль освещения для выявления объёмной формы и пространственного положения фигуры в рисунке

Для прав-го поним-я зрит-ого воспр-я формы фигуры чел-ка и ее изоб-я в учеб.рис-ке бол. знач-е им. поним-е зак-тей свет-ни. Свет имеет свои опред-ные з-ны распростр-я в прост-ве и на повер-ти пред-ов,и эти з-ны им. свои точ. науч. опред-я, как и законы анатомии, пер-вы, проп-ии. Эти зак-ти можно легко проследить и практич-и понять, наблюдая окруж. нас предметы, освещ-е естеств.светом солнца или искус.светом одной лампы. Освещ-е предметов м/т быть концентр-м и рассея-м. Прямой и отражен. зеркал-ми поверх-ми свет солнца или лампы дает концент-ное освещ. Свет концентри-ого источ, проходящ. ч/з рассеивающую световые лучи среду и отражен-й не зеркал-ми пов-ми, созд. рассеянное освещ-е.Лучи света распр-ся прям-но, меняя свое направ-е только при переходе из одной среды в другую и при отражении от различ.повер-тей. Благ-ря лучам света, отраж-м пов-ми предметов, ч-к зрит-о восприн. их форму. Сущ-ют свет-вые градации:Свет-пов-ть,на кот. падают прям. лучи.Блик- самое свет.пятно на плос-ти. Полутень появ. на плос-ях, освеще-х косыми, скользящ. лучами света.Тень,или собствен. т, образ-ся на пов-тях, куда прям. лучи света не попад-т. Рефлекс- участок тенев. повер-ти, подсвеч-й отраж-ми лучами света. Падающ.тень образ-ся от освещ-х участков формы, кот. задержив-т прямые лучи света. Освещ-ть поверх-тей зависит от силы источ-ка света,рас-ния от него до пов-ти, от угла падения светов. лучей на пов-ть. По мере приближ-я предмета к источ-ку света освещ-ть будет усилив-ся и наоборот, по мере удаления-ослабевать. Светотен-й конт-т на пред-ах, располож-х ближе к источ-ку света будет сил-ее, чем на пред-х, удал-х от него. Свет и тень на перед. плане д/ны быть более интен-ми, чем на заднем;на среднем сильнее, чем на заднем и слабее,чем на переднем,след-но, интенсив-ть света и тени плавно измен-ся по всей повер-и предмета к зад.плану (объяс-ся способ-тью глаза по-раз.восприн. один и тот же пред-т на разн. рас-ях, с др.- воздуш. ср-й). Все многооб-е свет-вых градаций от самого свет. до самого темн. перед-ся в рис-ке тоном, являющ-ся одним из важ. изобраз. ср-в. При правильно взятых тонал. отнош-х и при верн.передаче хар-ра перехода одного тона в друг.можно достиг. в рис-ке убедит-ой передачи формы фигуры, ее простр-ное полож. и ощущ-я той или иной освещ-ти.
При изображ. слож. в пластическом отнош-и форм, н-р фигуры чел-ка, светотень д/на стр-ся по прин-м геометрич. тел,т.к. фигура чел-ка- слож. комплект этих тел. Чтобы созн-но и уверенно примен. свет-нь, имеющ. на этих формах слож. хар-р, необ-мо вним-но рассм-ть и понять хар-р изгибов, образ-щих форму, мысленно осущ-ть сеч-я по харак-м направ-ям формы. Для того чтобы выдерж. простр-ые планы, необх-о соблюд. тонал. пер-ву. По своей четкости детали дал. плана д/ны быть менее прораб-ны, чем детали перед. Выдержать р-к в тоне означ.передать свет-вые отнош-я от самого свет. ч/з промежуточ. шкалу полутонов к самому темн. Работая над формой в свету, нужно быть осторож-е, постоян. соотнос. ее с тенями и полутен., умело выявляя при этом харак-е анат. выступы и углуб-я и обяз-но прослежив. весь р-к на расстоянии.