II.1. Политический процесс на региональном и муниципальном уровнях.

Когда речь идет о таком всеобъемлющем понятии как политика, в первую очередь имеется в виду общенациональный, региональный и муниципальный уровни данного феномена. При этом наиболее разработанным является уровень общенациональной политики. Как правило, именно этот уровень связан с наличием всех признаков политического процесса: наличие профессиональных политиков, политических партий, политической идеологии, наличием системы политического представительства в представительном органе власти.

Региональный уровень политического процесса обладает не столь ярко выраженной собственно политической спецификой. Это определяется тем, что на этом уровне большое влияние на политический процесс оказывают общественные организации. Это связано с тем, что выражение общенациональных приоритетов существенно изменяется с переходом на региональный уровень. С распадом СССР существенное значение приобретает процесс регионализации. А это значит, что на одной территории осуществляется управление, связанное с федеральным уровнем, уровнем федерального округа и управлением на уровне субъекта федерации[19]. Наличие столь многих интересов предполагает наличие в политике нескольких акторов. Общественные организации представляют, как правило, интерес определенных групп населения проживающих на данной территории. Это национально-культурные автономии, группы солидарности (комитет солдатских матерей), профсоюзы. Эти общественные организации обладают вполне определенными группами поддержки, которые представляют собой группы, обладающие наибольшей степенью социально-политической активности. Вместе с тем, в субъекте РФ действуют региональные отделения политических партий. Как правило, рейтинг этих партий на выборах зависит от имиджа руководства этой партии на федеральном уровне. При этом так называемые стопроцентные партии не всегда могут найти себя в региональной социально-политической проблематике. В определенном смысле позиция политической партии может противоречить интересам региона. Так, например, если идеология правых партий, таких как СПС предполагает экономическую политику либерализации регулирования финансовых и экономических процессов на международном уровне, то для северных регионов с преимущественным развитием добывающей отрасли вступление России в ВТО оборачивается сохранением статуса сырьевого региона, что не совсем совпадает с долговременными интересами населения региона.

Между идеологией политических партий на федеральном и региональном уровнях отсутствует преемственность, которая позволила бы отделениям политических партий получить собственно политический приоритет по отношению к организациям выражающим определенные социальные требования. Таким образом, можно сделать вывод, что на региональном уровне на политический процесс оказывают существенное влияние неполитические организации.

Другим актором регионального политического процесса является административная элита республики, которая группируется вокруг лидеров, имеющих в той или иной степени отношение к административному ресурсу. Ее влияние на политический процесс оказывается наиболее существенным в силу практически тех же самых причин. Дело в том, что среди основных акторов действующих на политическом поле региона именно этот оказывается в большей степени способным выражать социально-экономические интересы в комплексе, т.е. доводить их до уровня региональной политики. Именно поэтому объединение политического ресурса с административным на региональном уровне осуществляется в большей степени, нежели на уровне федерального политического пространства.