I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, описание основных проблем в указанной сфере и перспективы ее развития

 

Государственная программа «Развитие общественных и молодежных инициатив» реализуется по нескольким направлениям:

Во-первых, это работа с молодежным сообществом, формирование условий для самореализации молодого поколения;

Во-вторых, это системное сопровождение каждого жителя области мероприятиями патриотического содержания, формирование и закрепление гражданских ценностей у населения области;

В-третьих, формирование механизмов развития институтов гражданского общества, форм ведения активного диалога власти и общества, используя различные способы.

Гражданское общество всегда было и будет главной опорой демократии: оно способствует ее построению, служит залогом ее сохранения и укрепления. В гражданском обществе заложен огромный ресурс движения вперед. Однако следует отметить, что формирование нравственных и гражданских ценностей должно происходить в детстве, в более старшем возрасте следует сохранять общий внешний фон для закрепления данных ценностей и формирования навыка проявления своих гражданских позиций у человека в рамках существующего правового поля и с наибольшим эффективным результатом.

Одним из основных институтов гражданского общества являются социально ориентированные некоммерческие организации. Так, по состоянию на 1 марта 2013 года в области в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области учтено 1841 некоммерческая организация.

По характеру деятельности некоммерческих организаций самое большое количество в области занимают организации по защите прав и интересов работников (профсоюзы) – 342.

Но тем не менее, в Докладах о состоянии гражданского общества в Вологодской области за 2010-2012 годы, подготовленных Общественной палатой области, уровень развития гражданского общества на территории области оценивается как недостаточно высокий. В 2012 году отмечено незначительное увеличение количества общественных объединений – на 0,9% среди некоммерческих организаций к уровню предыдущего года. При этом их количество осталось ниже, чем в период 2008 – 2011 гг.

В настоящее время также можно констатировать наличие слабой материальной базы некоммерческого сектора. Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе благотворительным организациям, путем предоставления субсидий на реализацию социально значимых проектов (программ), связанных с осуществлением уставной деятельности, на конкурсной основе позволит в определенной мере способствовать формированию материальной базы некоммерческого сектора, и соответственно, реализации Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

Также практика показывает, что деятельность многих некоммерческих организаций носит ситуативный характер и не имеет системы. За последние годы не наблюдается роста доли жителей области, так или иначе связанных с деятельностью некоммерческих организаций. Данная проблема связана прежде всего с недостаточностью информации о деятельности институтов гражданского общества, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, неуверенностью общества в эффективности и целесообразности их деятельности. Последнее обстоятельство напрямую связано с проблемой низкого качества профессиональных компетенций работников социально ориентированных некоммерческих организаций. Решение этих проблем видится в развитии мероприятий, направленных на предоставление информационной, консультативной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, а также мероприятий в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников социально ориентированных некоммерческих организаций.

Создание ресурсного центра некоммерческих организаций позволит решить проблему предоставления консультационных услуг социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе по правовым, бухгалтерским, налоговым и иным вопросам.

В ходе реализации направления по работе с общественными формированиями будет сформирована система эффективного взаимодействия институтов гражданского общества и государства, обеспечена государственная поддержка социально ориентированных проектов (программ), будут созданы условия для повышения уровня гражданской активности, усовершенствуется система информирования населения о деятельности общественных организаций.

На повышение уровня развития общественных объединений повлияет также работа по подготовке кадров, которые станут руководить данными некоммерческими организациями в будущем. В связи с этим важен тот факт, что работа по подготовке лидеров и организаторов молодежного движения административно в настоящее время связана с работой по взаимодействию с общественными объединениями. Связывая эти два процесса мы получить мультипликативный эффект от повышения качества подготовки руководителей общественного сектора уже через 5-7 лет.

Решение проблем и вопросов развития молодежи в настоящее время также способствует формированию команды грамотных специалистов, патриотов своего государства и малой Родины, граждан живущих и соблюдающих законы страны. Это те активные представители общества, которые будут осуществлять работы не только в общественном секторе. Они становятся руководителями и специалистами предприятий, организаций области, входят в состав органов власти различного уровня.

Основной угрозой для развития социально направленной молодой личности в современном мире является доступность негативных явлений. Большую тревогу вызывает рост подростковой и молодежной преступности, таких негативных явлений в молодежной среде, как пьянство, табакокурение, наркомания. Таким образом, необходимы специальные меры, направленные на воспитание подрастающего поколения, создание условий для организации досуга молодежи в таких формах, при которых молодые люди могли бы укрепить здоровье, получить новые знания и навыки, принять участие в общественно-значимых мероприятиях.

В данной государственной программе предусмотрены мероприятия, направленные на подготовку кадров (организаторов и волонтеров) для осуществления профилактических мероприятий. Программой также предусмотрены методические разработки и апробация новых форм и методов работы.

Имеется успешный опыт межведомственного сотрудничества в сфере поддержки талантливой и одаренной молодежи. Сформированы и опробованы в действии методы работы со студенчеством, в том числе направленные на выявление и сопровождение лидеров аудитории. Развиваются методы взаимодействия с работающей молодежью.

Однако возможности проведения государственной молодежной политики осложняются тем, что инфраструктура работы с молодежью не отвечает современным требованиям, зачастую она изношена или отсутствует. Так, в области действует только 10 учреждений сферы государственной молодёжной политики.

На низком уровне развития сейчас находится информационное сопровождение сферы молодежной политики. Для этого предусмотрены проведения мероприятий с целью формирования молодежных редакций как на уровне муниципальных районов и городских округов так и на уровне субъекта.

Работа с гражданским обществом возможно только в том случае, если жители ориентированы на вовлечение в решение вопросов территории на которой проживают, а значит каждый из них должен ощущать себя гражданином страны, проявлять свою заботу и любовь к малой Родине через участие в общественно-политических процессах, происходящих в области. Для этого на территории реализуется комплекс мероприятий патриотического воспитания граждан. В предыдущие годы удалось достигнуть значительных положительных результатов по данному направлению. В области значительно увеличилось количество проводимых патриотических мероприятий, налажена система взаимодействия между структурами, занимающимися патриотическим воспитанием граждан, значительно повысился интерес к проводимым патриотическим мероприятиям, особенно среди молодежи области.

Однако имеется ряд проблем, решение которых позволит поднять работу по патриотическому воспитанию граждан области на качественно новый уровень. Прежде всего, в предстоящий период необходимо:

скоординировать работу всех органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций по патриотическому воспитанию;

усилить роль средств массовой информации в патриотическом воспитании;

создать условия для активизации работы общественных организаций по патриотическому направлению;

готовить и повышать квалификацию организаторов работы по патриотическому воспитанию;

обеспечить информационно-методическое сопровождение патриотического воспитания;

укрепить материальную базу учреждений и организаций, занимающихся патриотическим воспитанием граждан;

оказать содействие историческому образованию и воспитанию граждан на основе углубленного изучения истории России и Вологодчины,

систематически осуществлять поддержку поисковой и исследовательской работы по увековечению памяти защитников Отечества;

активизировать проведение патриотической работы на базе объектов военно-исторического, военно-мемориального и историко-культурного наследия.

На положительные результаты в описанных выше направлениях повлияла реализация ранее программ и программных мероприятий:

ведомственная целевая программа Комитета по делам молодежи области «Молодежь Вологодчины 2010-2012» и комплекс мероприятий по строке «Мероприятия с детьми и молодежью» в 2013 году;

комплексный план патриотического воспитания молодежи;

долгосрочная целевая программа организации допризывной подготовки граждан Вологодской области на 2011-2013 годы;

мероприятия по государственной поддержке некоммерческих организаций.

 

Вышеперечисленные проблемы по всем направлениям программы требуют комплексного подхода и соответствующего уровня финансирования, представленного в государственной программе.