Теоретическая борьба в психологии.

 

К 70-м гг. XIX в. появилась потребность в том, чтобы разрозненныезнания о психике для изучения объединить в особую науч­ную дисциплину. Превращение психологии в самостоятельную науку стало возможно потому, что психология постепенно пре­вращалась из науки описательной в науку экспериментальную. Годом рождения психологии как самостоятельной науки принято считать 1879 г., местом ее рождения — психологическую лаборато­рию в университете г. Лейпцига, а «отцом» — немецкого психоло­га Вильгельма Вундта, который ввел в психологическую науку ме­тод эксперимента и создал свою экспериментальную психологию. В целом развитие научного психологического знания в указанным период можно разделить на три направления.

1. Экспериментальная психология В. Вундта. В. Вундт создал свою психологическую теорию, предметом которой было изуче­ние сознания путем разложения его содержаний напростейшие элементы и последующий их анализ. Он назвал свою концепцию экспериментальной психологией, так как главным методом его исследований стал эксперимент. Теория Вундта и его методы ис­следования имели много сторонников и последователей в раз­ных концах света. Так, экспериментальные методы Вундта продолжают разрабатываться Г. Эббингаузол: в проводимых им опытах по исследованию памяти. Также в Ев­ропе возникает Вюрцбургская школа профессора О. Кюльпе, яв­лявшегося ассистентом В. Вундта, предметом ее изучения стано­вится мышление. В Америке проповедником экспериментальной психологии, так, как ее понимал Вундт, является Э. Титчинер, также создавший и свою концепцию понимания сознания, получившую название структурализма.

2. Развитие других отраслей психологической науки в недрах экс­периментальной психологии. Параллельно с развитием учение Вундта метод эксперимента распространяется и на другие отрасли психологии. Так, в Англии формируется так называемая дифференциальная психология, основателем которой является Ф. Гальтон. Эта отрасль изучает специфику различий между людь­ми, используя при этом метод эксперимента. В русле этого на­правления активное развитие получает метод тестов, используе­мый такими английскими исследователями, как А. Бине, Спирмен, и американскими учеными Р. Кеттелом и Ст. Холлом, и последний на основе этих методов создает свою науку педоло­гию, т. е. науку о развитии ребенка. В это же время намечаются предпосылки формирования возрастной психологии как самостоя­тельной области научного знания, которая получает разработку с трудах Дж. Селли, Э. Меймана, Э. Клапареда, А. Гезелла, Дж. Болдуина, К. Бюлера, психолога Вюрцбургской школы, изу­чавшего мышление ребенка. Также в указанный период развива­ется новая наука психотехника, или индустриальная психология, одним из основателей которой являлись Ф. Тейлор и Г. Мюнстерберг, актив­но использующие в своих исследованиях метод эксперимента.

3. Развитие функционализма как противника эксперименталь­ной психологии В. Вундта. Наряду с последователями В. Вундта появляются и противники его теории, которые активно развива­ют свои направления и концепции. Так, ярым противником не только теории В. Вундта, но и традиционной элементаристской ассоциативной психологии в целом является Ф. Брентано, со­здавший свою концепцию понимания человека и назвавший ее функционализмом. Дальнейшее развитие в Америке этого на­правления осуществляется учеником Ф. Брентано В. Джеймсом.

4. Антитеза функционализм — структурализм как главное содержание теоретическойборьбы в зарубеж­ной психологии сознания конца XIX—XX вв. высветила односторонность каждого из этих подходов. Структу­рализм строил свои исследования, абстрагируясь от роли сознания в поведении, а психология акта и функционализм недооценивали содержательную сто­рону сознания. Этот спор поучителен и для современ­ной психологии. Как показали новейшие исследования в области субъективной семантики (Е.Ю. Артемьева, А.Г. Шмелев и др.), психологический анализ содержа­ния сознания открывает новые и большие возможно­сти для понимания субъективного внутреннего мира человека. Задача заключается, поэтому не в том, чтобы исключить содержание сознания из сферы психологи­ческого изучения, а сделать его по-настоящему содер­жательным.

5. Эмпирическую линию в отечественной психологии отличали приверженность к эмпиризму Локка и анг­лийскому ассоцианизму, внимание к методам эмпири­ческого исследования, в частности положительное от­ношение к эксперименту. М. И. Владиславлев (1840— 1890) выступил против ма­териализма и физиологических методов исследования, считая их бесплодными для психологии.

А.И. Введенский (1856—1925) в своем главном тру­де «Психология без всякой метафизики» (1914) про­возгласил отказ от обсуждения в психологии каких-либо философских — метафизических — вопросов: пси­хология изучает душевные явления безоценочным об­разом как факты внутренней природы в отличие от этики, эстетики, педагогики, логики и др. Ее задачей является исследовать состав каждого душевного явле­ния, каким образом из элементарных явлений оно складывается, как изменяется в зависимости от изме­нения элементов, как влияют друг на друга разные ду­шевные явления (память - на мышление, мышление — на волю и т.п.).

Сторонником англий­скою эмпиризма был М.М. Троицкий (1835-1899). Он дал критику немецкой идеалистической психологии за ее отрыв от эмпирии и пропагандировал в России английскую линию на эм­пиризм. Преемник Троицкого Н.Я. Грот (1852-1899) явил­ся крупным организатором русской психологии в 80— 90-х гг. 19 в. Грот рассматривает психическую жизнь как один из видов взаимодействия организма со средой. Заслуживает внимания его теория психического оборота. В каждом психическом акте он выделяет 4 фазы, вместе они со­ставляют оборот, который является регулятором взаи­модействия организма со средой. В состав оборота вхо­дят: внешние впечатления на организм, переработка их во внутреннее (сюда, в частности, относятся чувство­вания), вызванное этим внутренним впечатлением внутреннее движение, затем внешнее движение орга­низма навстречу предмету.

Преемник Н.Я. Грота Л.М.Лопатин (1855-1920), проводил линию на различие психических и физических явле­ний, заключил об «имманентной нематериальной суб­станции душевной жизни как неизбежном выводе». Весь материал, касающийся отдельных психических процессов (познавательные процессы — ощущения, память, закон ассоциаций, а также бессознательное), рассматривался «по данным внутреннего опыта».