Виды эластичности спроса и предложения.

Обзор различных видов эластичности следует начать cанализа спроса. Наиболее часто используется ужезнакомое нам понятие прямой эластичности спроса по цене, или просто ценовой эластичности спроса E D отношение относительного изменения объема спроса на данный товар к относи­тельному изменению его цены:

E D = (ΔQD/QD) : (ΔР / Р) = (ΔQ/ΔP) • (P/QD).

При этом из-за преобладания ценовой эластичности в экономическом обиходе индекс D часто опускают.

Определим основные факторы, влияющие на величину коэффициента ценовой эластичности спроса.Прежде всего это степень необходимости данного товара для данного потребителя. Очевидно, что чем она выше, тем менее эластичен спрос на такие товары. При |е| < 1 мы чаще всего сталкиваемся с предметами первой необ­ходимости. А |е| значительно больше единицы обычно имеют предметы роскоши.

Далее, важной является степень заменяемости данного блага другими, анало­гичными для данного потребителя. Проще говоря, чем больше у данного товара заменителей (субститутов), тем выше эластичность спроса на него. Особым слу­чаем степени заменяемости товара фактически является проблема определения границ его сходства и различия по отношению к другим товарам: чем шире круг конкретных предметов, считаемых нами однотипными и охватываемыми данным понятием, тем меньше эластичность спроса на такую группу.

Например, известно, что спрос на хлеб в нашей стране неэластичен. Однако если мы от понятия «хлеб в целом» перейдем к различению понятий «черный хлеб» и «белый хлеб»», а затем — к рассмотрению уже по отдельности спроса на различ­ные сорта белого и черного хлеба, да еще станем рассматривать как самостоятель­ный вид товара, например, бородинский хлеб, продающийся в данной области, го­роде, районе и даже в конкретной булочной, то, проведя соответствующие наблю­дения и исследования, мы сразу увидим, что с последовательной конкретизацией понятия «хлеб», а фактически — с сужением круга охватываемых этим понятием то­варов коэффициент эластичности спроса будет постоянно возрастать. Так что вла­делец конкретной булочной, решивший существенно поднять цену на конкретный сорт хлеба, продающегося в его магазине, может обнаружить по реакции покупате­лей, что коэффициент эластичности спроса на данный товар значительно выше еди­ницы, особенно если у него достаточно заменителей, да и другие булочные, торгую­щие по прежним ценам, находятся неподалеку.

Еще один фактор ценовой эластичности спроса — удельный вес расходов на данный товар в общем бюджете данного потребителя. Очевидно, что при прочих иных условиях потребитель скорее всего будет более чувствителен к изменении цен тех товаров, чья доля в его общих расходах выше.

Наконец, немаловажен и период времени, за который определяется реакция потребителя. Нередко изменения в условиях потребления являются такими, на которые в полной мере отреагировать потребитель может лишь спустя определен­ный срок. Поэтому обычно величина коэффициента эластичности с ростом вре­менного интервала повышается.

Следующим видом эластичности спроса является перекрестная ценовая элас­тичностьеn, которая определяется как относительное изменение величины спроса на один товар (например, А), деленное на относительное изменение цены другого товара (например, Б):

En = (ΔQD A, / QDA) : (ΔРББ) = (ΔQD A/ (РБ) (ΔРБ/QDA),

где QDA — объем спроса на товара А,

РБ — цена товара Б.

Показатель перекрестной ценовой эластичности, или эластичности спро­са на товар А по цене товара Б, используется в экономических исследовани­ях для определения того, имеется ли связь в потреблении между рассматрива­емыми товарами, а при наличии таковой — для выяснения, какой она носит характер.

Если взять наугад два первых попавшихся товара и подсчитать коэффициен­ты перекрестной эластичности спроса на них, то скорее всего они окажутся близ­кими к нулю (еп ≈0). Это и будет означать, что данные товары являются независи­мыми в потреблении. Но если перекрестная эластичность спроса заметно отличает­ся от нулевой, то можно заподозрить, что данные товары взаимосвязаны в потреблении, поскольку объем спроса на один из них ощутимо реагирует на изме­нения цены другого (если, конечно, это не случайное совпадение). В этом случае знак коэффициента перекрестной эластичности укажет нам на вид такой взаимо­связи. Положительная перекрестная эластичность п > 0) будет характеризовать отношения взаимозаменяемостиданных товаров (при росте цены товара Б объем спроса на него, как известно, падает, а на товар А растет). Отрицательная перекре­стная эластичность п < 0) может означать отношения взаимодополняемостидан­ных товаров (при росте цены товара Б объем спроса и на него, и на товар А одно­временно снижается).

Наконец, еще одним видом эластичности спроса является эластичностьспро­са по доходуeyотношение относительного изменения объема спроса к относи­тельному изменению дохода:

где QDобъем спроса на рассматриваемый товар,

Y — доход данного потребителя.

Знак эластичности спроса по доходу покажет нам отношение потребителя к данному товару. Положительная эластичность спроса по доходу (еу > 0) будет оз­начать, что данный потребитель считает данный товар полноценным (нормальным) и увеличивает его закупки при возрастании своего дохода. Отрицательная элас­тичность спроса по доходу (ег < 0) засвидетельствует, что данный товар для данно­го потребителя является неполноценным (такие товары называют также худшими или товарами низшей категории), и потребитель при росте своего дохода будет сокращать его потребление. Эластичность спроса по доходу, близкая к нулю у ~ 0), покажет, что данный потребитель считает данный товар нейтральным и не изме­няет объем его закупок при изменениях своего дохода.

В рамках положительной эластичности спроса по доходу также можно выде­лить различные группы товаров. В том случае, когда эластичность спроса по доходу превышает единицу (eY > 1), а значит, рост объема закупок такого товара превосходи рост дохода данного потребителя, перед нами скорее всего товар длительного пользо­вания или даже предмет роскоши (товар высшей категории). Для товаров первой необ­ходимости эластичность спроса по доходу меньше единицы (0 < ег < 1), а для многих товаров повседневного спроса, таких как одежда, обувь, она близка к единице х = 1).

Говоря об эластичности предложения,мы чаще всего имеем в виду его цено­вую эластичность es, которая определяется как относительное изменение величи­ны предложения данного товара, деленное на относительное изменение его цены:

Es = (ΔQs/Qs) : (ΔP/P) = (ΔQs/ΔP) · (P/Qs),

 

где Q5объем предложения данного товара,

Р — цена данного товара.

Эластичность предложения является положительной, поскольку цена и ве­личина предложения изменяются в одном направлении. Она зависит от многих факторов, в том числе от самой возможности и затрат на длительное хранение дан­ного товара, условий его производства и гибкости реакции последнего на измене­ния рыночной конъюнктуры (особенно возможностей переналаживания обору­дования и переквалификации рабочих либо привлечения новых факторов произ­водства). Еще большую, чем для спроса, роль играет при этом фактор времени, поскольку чаще всего предложение менее изменчиво по сравнению со спросом. Очевидно, что с расширением границ временного интервала эластичность пред­ложения, как правило, повышается.