ТИПОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятель­ности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа (схема 9). Она представляет со­бой дихотомическое представление различных типов исследований, выде­ленных по различным критериям. Критерии отражают основные характерис­тики исследования и его практические потребности.

По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные про­сто для разработки эффективных решений и достижения желаемого резуль­тата, но есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.

Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т. е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.

Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, на­оборот, ресурсоемкие. И по времени — продолжительные и непродолжи­тельные.

Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это поз­воляет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффектив­ные рекомендации.

Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.

По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (ра­зовые) и продолжительные (непрерывные).

В практике управления встречаются все эти типы исследований.