Базовые эмоции: теоретические подходы и критерии выделения. Критика идеи базовых эмоций с позиций социального конструктивизма.

 

Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологически закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. Их значение для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

В процессе развития психологической науки неоднократно предпринимались попытки классификации эмоций. Одна из первых попыток принадлежит Декарту, который выделял 6 чувств: радость, печаль, удивление, желание, любовь, ненависть. Декарт полагал, что эти б чувств являются основными, базовыми, их сочетание порождает все многообразие человеческих эмоций. Амер. исследователь Изард выделяет 11 базовых эмоций: удовольствие-неудовольствие; интерес-волнение; радость; удивление; горе-страдание; гнев; отвращение; презрение; страх; стыд; вина. Следует отметить, что указанные классификации представляют скорее перечисление. Попытки классифицировать эмоции, опираясь на конкретные основания, принадлежат другим исследователям. Так, Вундт выделил триаду направления чувств, разделяя удовольствие и неудовольствие, напряжение и разрешение, возбуждение и спокойствие. В ней отражены знак эмоции, уровень ее стеничности и динамическая характеристика: от напряжения к разрядке. Исходя из этой триады можно охарактеризовать любую эмоцию. Шлозберг положил в основу своей классификации эмоций тоже 3 основных переменных: одна из них - ось удовольствия-неудовольствия - определяет полюс эмоционального переживания, вторая отражает уровень активации с полюсами: сон - напряжение. Третья (основание) - принятие - непринятие.

Большинство исследователей традиционно делят эмоции на «базовые» («основные») и второстепенные. Очевидно, базовые эмоции психологически наиболее значимы в жизни человека. Именно они часто являются руководителями наших действий или их следствием. Соответственно разрабатываются конкретные критерии отнесения эмоций к той или иной категории. Очень распространенным среди исследователей является критерий мимики. Считается, что при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики) базовая эмоция выражает себя.

Базовая эмоция мимически проявляет себя в течение ограниченного интервала времени, который включает латентный период (от момента стимуляции до начала видимых проявлений реакции), период развертывания (от конца латентного периода до достижения максимального уровня проявления), кульминацию (в это время эмоциональное проявление поддерживается на максимальном уровне) и период спада (от кульминации до полного угасания). У взрослых указанный интервал составляет в среднем от 0,5 до 4 секунд. Мимические выражения, длящиеся меньше трети секунды или больше 10 секунд, достаточно редки, и выход за границы этого временного диапазона чаще всего свидетельствует о том, что человек «изображает» эмоцию. Если мимическое выражение длится несколько минут, оно может вызвать спазмы лицевой мускулатуры.

Профессор Кэрролл Э. Изард, виднейший специалист в области изучения эмоций, один из основателей теории дифференциальных эмоций, наряду с мимикой назвал еще целый ряд критериев, согласно которым можно определить, является ли эмоция основной:

1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.

2. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.

3. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.

4. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Этим критериям, по мнению Изарда, отвечают такие эмоции, как интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение и страх. Если к числу мимических проявлений отнести движения глаз и головы, то к этому списку можно добавить и стыд. А если в качестве экспрессивного компонента рассматривать также и пантомимические проявления, то к фундаментальным эмоциям можно отнести и смущение (застенчивость).

К базовым эмоциям многие склонны относить еще эмоцию вины, хотя она и не имеет отчетливого мимического или пантомимического выражения. Впрочем, разграничение эмоций стыда (застенчивости) и вины и возможность их отнесения к фундаментальным эмоциям представляет особую проблему. Но как бы то ни было, мы полагаем, что эти эмоции являются базовыми, неотъемлемыми элементами человеческой натуры.

Исследователи выделяют и ряд других характеристик, которые необходимо учитывать при решении вопроса об универсальности той или иной эмоции. Эти характеристики дополняют вышеназванные критерии, но не заменяют и не отменяют их.

 

Социальный конструкционизм – это направление в социальных науках, признающее первостепенную роль дискурса и отношений между людьми в конструировании ими мира и собственного «я», необходимость отказа от представления о всеобщих абсолютных истинах, эталонах поведения и психологических процессах, рассматривающее последние в привязке к культуре и истории конкретных сообществ, призывающее к многоголосию и взаимообогащению различных дискурсов (языков и способов интерпретации мира), демократизации и социальному преобразованию сознания людей.

Социальный конструкционизм находится в оппозиции к традиционной для западной философии и когнитивной науки трактовке знания как продукта восприятия и рационального мышления познающего субъекта.

Выделим основные черты, характерные для социально-конструкционистского подхода к изучению эмоций в целом.

1. Эмоции являются преимущественно социальными по происхождению дискретными явлениями. Этим можно объяснить большое их число и существенные различия эмоций в разных сообществах. Эмоции и связанные с ними аффективные явления аккумулируют характеристики конкретной культуры (в основном в виде закрепленных способов поведения) и выражают это опосредованное культурой поведение в определенной системе значений.

2. Эмоции не могут быть оторваны от ситуации их применения, то есть эмоция скорее рассматривается как в основном уникальное событие.

3. Эмоция обладает определенным набором языковых средств для ее выражения в дискурсе [Edwards, 1999] и переживания (то есть в данном случае понимания, осознания) в виде универсальных понятий [Wierzbicka, 1999]. Собственно, наличие языковых средств делает эмоцию изучаемой в рамках социально-конструкционистского подхода, а эмоции «вне языка» практически выпадают из внимания исследователей. Таким образом, исследование ведется по поводу эмоций, заключенных в обыденных категориях.

Конструкционистские теории позволяют анализировать эмоции социально-психологически, обозначая их место в процессах общения в конкретных социальных ситуациях, а также описывая культурные детерминанты социального переживания определенных эмоций. Однако эти подходы рассматривают эмоции с точки зрения их обыденного понимания в конкретных сообществах, что затрудняет поиск универсальных тенденций в аффективных процессах, в том числе посредством физиологических и поведенческих коррелятов. Исключение представляет теория семантических универсалий А.Вежбицкой, однако исследователи ограничиваются установлением общих семантических различий без выхода в область конкретного взаимодействия в конкретных группах в конкретном контексте.

Основной проблемой, которую решают конструкционистские теории, является конструирование субъектом эмоционального переживания с помощью языковых средств, выделение культурных и ситуативных норм переживания, выражения и коммуникации эмоций, что позволяет включить эмоции в контекст социально-психологических процессов, таких как социальное познание, общение, взаимодействие в рамках групп.