Тема 16. Музыкальный издатель
Работа музыкального издателя находится в области авторского права и смежных с ним правоотношений. Он также занимается организацией лицензирования авторских прав, контролем за деятельностью выпускающих и тиражирующих компаний, сбором и распределением авторского вознаграждения, ведением каталога компании, ведением отчетности, работой с обществами по коллективному управлению.
Музыкальные издательства регулируют отношения с авторами в сфере музыкальной записи, т.е. при тиражировании фонограмм на звуковых носителях (кассетах, лазерных дисках). Их появление связано с тем, что рынок аудио-продукции в последние годы значительно расширился. Кроме того, именно в этой сфере особенно распространено пиратство. Эти музыкальные издательства заключают с авторами договоры о передаче «механических прав», т.е. прав на запись фонограммы, и становятся правообладателями наравне с ними. Таким образом, музыкальные издательства защищают как имущественные права авторов, так и свои собственные имущественные права на использование данных произведений. Эти фирмы сотрудничают, прежде всего, с записывающими студиями, т.е. производителями фонограмм. Они в состоянии отследить использование фонограмм при их тиражировании. Если студия передает право на тиражирование какому-либо третьему лицу, музыкальное издательство ставится об этом в известность и у него появляется возможность проследить, выполняет ли производитель, скажем, лазерных дисков, условия договора и выплачивает ли вознаграждения как издательству, так и автору, с которым у издательства есть договор.
В 1997 году в странах СНГ начался процесс возрождения ключевой фигуры музыкального рынка любой страны мира — музыкальных издательств (music Publishing house). Отдельные издания тут же поспешили объявить о создании на постсоветском пространстве новых авторских обществ, призванных конкурировать с уже существующими. Со своей стороны многие авторы, поверив прессе, тут же пожелали разорвать все имевшиеся у них с национальными авторскими обществами договоры на управление авторскими правами. Определенное воздействие эти публикации оказали и на некоторых руководителей вновь созданных музыкальных издательств. Они также стали рассматривать национальные авторские общества как своих вероятных конкурентов на музыкальном рынке.
Вопросы для повторения
1. Особенности деятельности музыкального издателя.
2. Специфика работы музыкальных издательств и авторских обществ.