Классическая социология права : Э.Дюркгейм.

Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917) – французский социолог, который в основу своих взглядов на право положил две основные идеи:

- Общество развивается от коллективизма к индивидуализму. С течением времени право начинает выполнять не столько карательную, сколько восстановительную роль

- Функция наказания является выражением общественного мнения. С ее помощью обеспечивается интеграция общества.

Дюркгейм разработал теорию правового развития. В основе этой теории лежит идея социальной солидарности. Социальная солидарность достигается насилием, которое и сохраняет целостность общества. Под социальной солидарностью ученый понимал взаимодействие индивидуальных сознаний, создающее коллективное сознание. Причем коллективное сознание не сводимо к отдельным индивидам. Дюркгейм выделяет механическую солидарность и органическую. Механическая солидарность преобладает в простых однородных обществах, не обладающих сложной структурой. В таких обществах отсутствует сложное разделение труда. В таких простых обществах коллективное сознание является связующим средством, без которого не существует общественного порядка. Общность людей обеспечивается одинаковостью привычек, представлений, тесными межличностными связями. Для подобных обществ, как утверждает Дюркгейм, характерен репрессивный тип права. Именно оно выполняет роль одного из элементов, являющихся объединяющим началом в таких обществах.

Органическая солидарность характерна для обществ с развитой системой разделения труда. Такие общества имеют сложную структуру, что обуславливает различия в образе жизни и сознании. Основой солидаризма в таких обществах выступает взаимозависимость глубоко различающихся людей и групп. Именно это различие и невозможность существования отдельно друг от друга, наличие функциональных связей между людьми и социальными группами Дюркгейм называет органической солидарностью. Для данных обществ характерно преобладание иного типа права, чем в простых обществах. Здесь право уже выступает как реституция (реститутивный тип права). Оно сориентировано не столько на наказание, сколько на организацию совместной жизни и деятельности автономных индивидов на восстановление справедливости (реституция – восстановление в первоначальном положении, восстановление в правах). Таким образом для обществ характерна как механическая, так и органическая солидарность. Однако в простых обществах превалирует механическая, а в сложных – органическая солидарность. Данная идея подкрепляется историческими ссылками Дюркгейма. Так, первоначально, репрессивное право было господствующим (древнееврейское), а, начиная с римского права, когда начинает развиваться семейное, договорное, публичное право, господство репрессивного права нарушается.