Обоими? 4 страница
Во всяком случае, в этом выражении образно говорится о том, что можно сказать иначе: «С волками выть...». Впрочем, можно сказать «С собаками выть...». Вой «хором» У собак — такое же распространенное явление, как и у волков, вой «хором» встречается также и у шимпанзе7.
Единогласие как предпосылка для совместных действий
Как объясняет Эрик Зимен, волки воют преимущественно перед началом вечерней охоты или рано утром, подавая сигнал к утренней активности. «Для волков вой другого волка — сильный побудитель завыть самому... Но не всегда вой отдельного волка вызывает "хоровое" вытье. Так, первоначальный вой волка низшего ранга, например, редко вызывает "хор" по сравнению с воем волка высшего ранга»8. Не участвуют в вое все угнетенные, отторгнутые или отбившиеся от стаи волки. Сходство положения угнетенных, отторгнутых волков и волков низшего ранга показывает, насколько важно не оказаться в изоляции и участвовать в «хоровом» вое, «the friendly get together» (дружеской компании), по выражению американского исследователя волков Адольфа Мюри9. Быть отторгнутым волком — значит многое потерять, ведь отторгнутому не позволяют участвовать в совместной охоте10.
Какова функция воя? Вот что пишет по этому поводу Э. Зимен: «Ограничение собственной стаей позволяет предположить, что речь идет о поведении, которое укрепляет стаю. Волки, так сказать, взаимно подтверждают свое дружеское корпоративное настроение. Время выступления позволяет предположить, что эта церемония служит синхронизации, одновременному включению активности. Таким образом, после сна они одновременно приходят в одно и то же настроение, которое делает возможным одновременное начало действий»11.
Поведение толпы
Синхронизацию, возможность совместных действий наблюдал также Конрад Лоренц в эксперименте с галками, которые, слыша звуковые сигнапы, регулировали свое поведение в стае. «Стая галок, днем вылетающая в поле на кормежку и вечером направляющаяся в лес на ночевку, криками отдельных особей настраивается на единое действие как целый организм. Если утром или вечером намерения отдельных особей рассогласованы, то можно наблюдать, как стая какое-то время летает туда сюда: если крики "дьяк" преобладают над криками "дьок", то стая летит в направлении к лесу или наоборот. Это продолжается достаточно долго, пока вдруг все птицы не издают один общий звук, и вся стая, как целое, летит либо в лес, либо в поле. Таким образом, стая готовится к определенному действию путем согласования целей — искать корм или ночлег. Тогда царит общее настроение или нечто вроде общей эмоциональности. Стая галок — республика, построенная на согласовании»12.
В книге «Так называемое зло» у К. Лоренца имеется глава «Анонимная стая», где описано поведение стаи рыб13. «Первоначальная форма общества в широком смысле этого слова — анонимная стая, примером которой являются объединения рыб в мировом океане. Внутри стаи нет каких-либо сформированных структур, лидеров или ведомых, лишь мощное скопление одинаковых элементов. Конечно, они влияют друг на друга, конечно, есть определенные простые формы "взаимопонимания" между особями, составляющими стаю. Если один элемент ощущает опасность и начинает движение, это заражает других, кто может воспринимать его страх, тем же настроением... Чисто количественное, в известном смысле очень демократическое воздействие такого типа передачи настроения приводит к тому, что, чем больше особей в стае, тем труднее решение, чем больше стая, тем сильнее стадность. Если рыба неизвестно но каким причинам начинает плыть в определенном направлении, она не может не оказаться вскорости вне стаи, в свободной воде, и одновременно она подвергается воздействию всех тех раздражителей, с помощью которых удается снова вернуть ее в стаю»14.
Изоляция, потеря контакта со стаей могут означать для особи смертельную опасность. Таким образом, поведение в стае оказывается вполне действенным, благоприятным для особи и для стаи в борьбе за выживание.
Что происходит, если индивиду незнакомо чувство страха перед изоняцией? К. Лоренц рассказывает об эксперименте с рыбой из породы карпов, выведенной Э. фон Хольстом: «Одной рыбке этого вида он (Хольст. — Ред.) Удалил часть переднего мозга, где находятся, по крайней мере у этих рыб, центры, управляющие стайным поведением, "принадлежностью" к стае. Оперированная рыбка видит, ест и плавает, как все нормальные рыбы. Единственное отличие ее поведения состояло в ее "равнодушии" к тому, что, когда она выплывала из стаи, за ней не следовал никто из других особей. То есть у нее отсутствовала осмотрительность нормальной рыбы, которая при быстром продвижении в определенном направлении обычно сразу начинает "оглядываться", и дальнейшее поведение зависит от того, плывет ли кто-нибудь за ней и сколько у нее последователей... Если рыбка видела корм или почему-то стремилась в другое место, она решительно плыла туда — и вся стая следовала за ней». Лоренц комментирует это следующим образом: «Оперированное животное стало... лидером из-за своего дефекта»15.
Современные исследователи человеческого мозга утверждают, что в нем также имеется определенная зона, контролирующая связь между «я» и внешним миром16. Следовательно, есть зоны, которые могут подвергнуться насилию и выйти из строя. «Мы более уязвимы, чем думаем»17, — сказал однажды исследователь групповых отношений людей Хорст Рихтер, имея ввиду нашу ранимость под влиянием суждений о нас и ее последствия. Должен ли человек действительно стыдливо скрывать свою социальную природу?
«Разум человека, вообще человек, боязлив и осторожен, когда чувствует, что он один, и становится сильнее и надежнее в той мере, в какой верит, что многие другие думают так же, как он»18, утверждал Дж. Мэдисон. Это высказывание совпадает с мнением французского социолога А. Эспина, который в своей книге «Общества животных» («Les sociétés animales», 1877) писал (опираясь на отчет об исследовании биолога О. Фореля «Социальная жизнь муравьев»): «Мужество каждого муравья возрастает в четкой зависимости от числа его друзей и товарищей и убывает соответственно после отделения от них. Любой обитатель муравейника гораздо храбрее муравья из небольшого семейства. Рабочая особь, которая десять раз даст себя убить, если она окружена товарищами, становится чрезвычайно боязливой и будет избегать малейшей опасности, если она одна, находясь всего в двадцати метрах от своего гнезда. То же относится и к осам»19.
Должны ли мы обсуждать научный вымысел о критически настроенном «общественном мнении», потому что действительные силы, которые могут сплотить человеческое общество, не согласуются с нашим идеальным представлением о себе?
Примечания
1 L u h m a n N. Öffentliche Meinung. — In:Langenbucher W. R. (Hg.)- Politik und Kommunikation. Über die öffentliche Meinungsbildung. München—Zürich, 1979, S. 9.
2 См.: L i p p m a n W. Public Opinion. New York, 1965.
3 См. гл. XVIII наст. изд. 4Luhmann N. Op. cit., S. 11.
5 См.: Noëlle E. Öffentliche Meinung und Soziale Kontrolle (Rect und Staat, Heft 329.). Tübingen, 1966.
6 Z i m e n E. Der Wolf. Mythos und Verhalten. Wien/München, 1978, S. 42.
7 См.: Alverdes F. W. Tiersoziologie; Forschungen zur Völkerpsychologie und Soziologie. Hg. Richard Thurn. Bd. 1. Leipzig, 1925, S. 108; см. также: Лавик Гудолл Дж. ван. В тени человека. М., 1974.
8 Z i m m e n E. Op. cit., S. 67.
9 См.: Mûrie A. The Wolves of Mount McKinley. Washington, 1944. — U.S. Nat. Park. Serv., Fauna Ser. 5.
10Zimmen E. Op. cit., Der Wolf, S. 221. .
11 Ibid., S. 71
12 Цит. по: Uexküll Th. von. Grundfragen der psychosomatischen Medizin. Reinbek, 1964, S. 174.
13См.: L o r e n z K. Das sogenannte Böse. Zur Naturgeschichte der Agression. Wien, 1963, S. 197—212.
14 Ibid., S. 206 f.
15 Ibid., S. 208 f.
16См.: P r i b r a m K. -Sehen, Hören, Lesen — und die Folgen im Kopf. Informationsverarbeitung it Gehirn — Vortrag auf der gemeinsamen Fachtagung der Deutschen Lesegesellschaft e. V., der Stiftung in Médias res und der Deutschen Gesellschaft für Publizistik und Kommunikationswissenschaft — Medienökologie — ein Zukunftsproblem unserer Gesellschaft. Auf dem Weg zum vollverkabelten Analphabeten? am 27. April 1979 in Mainz.
l7 Richter H. E. Flüchten oder Stadhalten. Hamburg 1976, S. 34.
18 M a d i s o n J. The Federalist, № 49, February 2, 1788 — С o o k e J. E. The Federalist. Middletown, 1961, p. 340.
19 Цит. по: R e i w a l d P. Vom Geist der Massen. Handbuch der Massenpsychologie. Zürich, 1948, S. 59.
Глава XI
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ НА АФРИКАНСКОМ КОНТИНЕНТЕ И ОСТРОВАХ ТИХОГО ОКЕАНА
В своей книге «Лесные люди»1 посвященной жителям леса, поселившимся вдоль берегов реки Конго, этнолог Ко-лин М. Тёнбул подробно рассказывает нам о радостях лагерной жизни пигмеев: совместных вечерних песнопениях мужчин и утренней побудке криками молодых людей, о ритуальных танцах вокруг лагеря, во время которых мужчины и женщины исполняют охотничью песню, хлопая в ладоши, поворачиваясь из стороны в сторону, как бы высматривая добычу и высоко подпрыгивая, имитируя животных, которых они надеются убить во время охоты... На фоне этой пасторали происходят драматические конфликты. Ранее всеми уважаемый Сепху, глава пяти семей, преследуемый неудачами на охоте, а потому вынужденный держаться теперь в стороне, нарушает обычай солидарности и во время охоты в джунглях тайком ставит свои сети впереди сетей других охотников. Вечером того же дня никто в лагере уже не разговаривает с Сепху, ему даже не предлагают место на традиционном сборище мужчин; один молодой охотник не подчиняется его требованию уступить место, другой издевательски поет о том, что Сепху вовсе не человек, а животное. Вне себя от такого унижения Сепху предлагает мясо из своей охотничьей сумки. Предложение принимается, соплеменники направляются к стоящим неподалеку хижинам его семей, обыскивают каждый уголок и забирают все съестное, вплоть до готовящегося на огне мяса. Чуть позже один из родственников приносит Сепху и его людям полный котелок мяса с грибным соусом. Ночью Сепху можно снова видеть среди мужчин у догорающего костра — он вновь принят в круг своих2.
В одиночку не проживешь
Тёнбул описывает также случай с молодым человеком, которого застали с кузиной в момент кровосмешения. Преследуемый сверстниками, вооруженными мечами и копьями, юноша убежал в лес, потому что никто не захотел его приютить. Как объясняет один из членов этого племени: «Его прогнали в лес, где он должен будет жить один. После того, что он совершил, никто не захочет принять его к себе. И он умрет: в лесу один не выживешь. Лес его убьет». Затем, замечает Тёнбул, послышался подавленный смешок говорившего пигмея, который в характерной для этого народа манере, похлопав себя руками, заключил: «Это длилось уже несколько месяцев. Глупо, что он позволил обнаружить себя...»3 Стало ясно, что эта глупость значила для пигмеев больше, чем само кровосмешение.
В ту же ночь загорелась хижина, где жила семья молодого человека, между семьями юноши и девушки возникла ссора, но о кровосмешении, не было и речи в общей перепалке. На следующее утро мать опозоренной девушки усердно помогала сооружать новую хижину для семьи нарушителя, а спустя три дня молодой человек ночью прокрался в лагерь, присоединившись к холостякам. Сначала с ним никто не разговаривал, но затем какая-то женщина послала к нему маленькую девочку с миской еды; дело было улажено4.
С окружающим миром шутки плохи — быть презираемым все равно, что быть высмеянным
В каждом из случаев, описываемых Тёнбулом, имел место конфликт, которому предшествовало всеобщее обсуждение в лагере. На этом судилище не было ни судьи, ни суда, ни присяжных. Никакой формальной процедуры, никакого совета, принимающего решения. Поступали так каждый раз, чтобы не нарушить целостность группы. Сообщество, живущее охотой, должно в первую очередь позабо-
титься о сохранении способности к сотрудничеству. Любой член сообщества подчинялся дисциплине, устанавливаемой с помощью двух средств, которых пигмеи боялись больше чего бы то ни было: быть презираемым или быть высмеянным. Вспоминается данная Россом характеристика общественного мнения как социального контроля: заглядывающее в каждый уголок, оно намного неотвратимей, чем суд, и к тому же гораздо дешевле.
Маргарет Мид: три способа создать общественное мнение
«Механизмы формирования общественного мнения у примитивных народов» — так озаглавила свою работу, выпущенную в 30-х годах, американский этнограф Маргарет Мид. Автор описала три типа механизмов формирования общественного мнения у примитивных народов5. Общественное мнение эффективно, если кто-нибудь выступает как нарушитель заповедей, если нет уверенности относительно толкования заповедей, или в случае конфликта, или если необходимо принять решение относительно будущих действий. Для таких случаев требуется сделать определенные шаги, принять меры по обеспечению согласия. По мнению М. Мид, механизмы общественного мнения необходимы, чтобы сохранить сообщество дееспособным.
Первый из описываемых типов соответствует процедуре, наблюдаемой у пигмеев; он функционирует в относительно небольших группах, насчитывающих от 200 до 400 человек. В качестве примера Мид приводит племя арапеш из Новой Гвинеи: минимум твердых правил, многие предписания краткосрочны, они забываются, едва возникнув. Сообщество существует почти бессистемно: отсутствуют высокие авторитеты и политические институты, нет судей и судов, нет священников и медиков, нет столь важной для племени касты вождей6.
Совместная трапеза
Разрешение конфликта М. Мид описывает на примере обыденного случая — поведения араиеша, в саду которого хозяйничает чужая свинья. Хозяин сада действует очень
осмотрительно, не допуская ничего случайного. Несомненно одно: он убьет свинью — так принято. При этом он непременно проконсультируется — пока свинья роется в саду или сразу же после ее умерщвления, покуда течет кровь, — призвав на помощь друзей, сверстников, братьев, шуринов. Вопрос заключается в том, следует ли ему -первая возможность — отослать свинью хозяину, который по крайней мере будет иметь мясо и сможет оплатить долг. Или же ему лучше — вторая возможность — оставить мясо себе в качестве возмещения за причиненный ущерб? Если приглашенные советуют пойти по пути примирения — отдать свинью хозяину, — то владелец сада так и поступает. Если же они сторонники более рискованного поведения, то привлекаются советчики старшего поколения: отец, дядя и т.н. Если последние также считают, что следует оставить мясо себе, тогда спрашивают совета у особо уважаемого человека. Если же и он советует оставить свинью, то мясо съедают все участники совета — как знак того, что при возникновении затруднений они совместно будут отстаивать принятое решение и готовы разделить с хозяином сада неприятные последствия решения — будь то черная магия или враждебность со стороны владельца свиньи и его сторонников.
В отсутствие правил,
или изменчивые правила требуют
большой осторожности от индивида
Как поступить, чтобы не оказаться в изоляции, — к решению этого вопроса следует приступать с особыми предосторожностями, поскольку нет четких правил на сей счет. Обстоятельства меняются, и каждый в одиночку должен принять решение «за» или «против». Когда же решение принято, индивид вместе со своими единомышленниками готов отстаивать его до конца. С другой стороны, подобные объединения быстро распадаются. В новом конфликте группировки могут быть иными.
Несомненно, здесь речь идет о формировании общественного мнения. Налицо все составляющие этого феномена: противоречие, два лагеря, попытка действовать, избегая изоляции, эмоции, вызванные осознанием своей правоты. Но действительно ли налицо элемент общественности? Конечно, хотя не в том смысле, в каком в современном массовом обществе понимается общественность с точки зрения индивида: анонимность, публичность, когда индивид находится в неконтролируемом сообществе других, чьи имена, лица, воззрения ему незнакомы. Арапеш знает членов своей общины. Но для него также существует общественность в смысле «все», в смысле той принадлежности к сообществу, от которого он ни в косм случае не хочет быть отделен, отторгнут, изолирован.
Двойная система, настрой группировок
Второй тип формирования механизмов общественного мнения М. Мид описывает на примере охотничьего племени иатмулов7 в Новой Гвинее. С арапешами их объединяет отсутствие централизованной власти в лице вождя. Несмотря на это, они способны принимать решения, т.е. действовать, хотя и не путем поиска индивидом мнения большинства. У них развита двойная система разрешения конфликтов: племя по формальным критериям делится на два лагеря и оба лагеря, партии, принимают решение по спорному вопросу. Мид считает, что эта процедура необходима в больших объединениях (племя иатмулов насчитывает около 1000 человек), чтобы достичь консенсуса. Индивид принимает решение не самолично, а в соответствии с мнением своей группы. Образование группы и формирование ее состава, по всей видимости, дело случайное. Могут противостоять друг другу группа родившихся зимой и группа родившихся летом, или сообщества людей, проживающих севернее и южнее кладбища, или группировки, объединяющие семьи по материнской линии, где запрещается есть орлов или попугаев, или принадлежащие по отцовской линии к клану А или клану Б, или же входящие в одну из двух соседних возрастных групп. Система функционирует лишь потому, что эти группы многократно пересекаются, так что сегодняшние противники завтра оказываются союзниками. Таким образом, племенная общность не раскалывается, хотя процессы формирования общественного мнения часто предполагают разделение на два лагеря — «за» и «против».
Решения принимаются не большинством голосов. Наиболее заинтересованные в решении какого-то вопроса люди ищут его, а члены формальных групп присоединяются к неформально предложенным паролям «да» или «нет». Мид полагает, что в современном обществе многие вопросы решаются путем использования такой двоичной системы, когда сторонники партий, союзов, региональных групп, страстно оспаривая друг друга, в действительности озабочены не аргументацией, а принадлежностью к своему лагерю. Итоговые решения зависят от силы, продемонстрированной сторонниками позиций. Современный политический жаргон обнаруживает непосредственную связь механизмов формирования общественного мнения с сегодняшним днем. Ключевое слово «поляризация» указывает па двоичность его формирования, когда, взвешивая альтернативы, люди приходят к решению. Современное выражение «взгляды лагерей» обозначает то, что описала М. Мид на примере племени иатмулов.
Бессилие одиночки. Формализм на Бали
Третий тип сплочения общества Маргарет Мид описывает на примере полинезийцев8.
Нашим глазам предстает жесткий церемониальный порядок полинезийцев. Все спорные вопросы разрешаются здесь с юридической тонкостью. В совет старейшин входят все взрослые здоровые мужчины; со временем они продвигаются на более высокие посты, занимая «должности», обязывающие их тщательно соблюдать предписываемые правила. Автор подробно останавливается на одном характерном эпизоде из жизни этого народа. После свадьбы возникли подозрения в кровосмешении. Муж и жена оказались двоюродными братом и сестрой, но в смещении на два поколения: генеалогически жена являлась бабушкой молодого мужа. А браки между двоюродными родственниками первой степени были запрещены среди полинезийцев. Что в данном случае имеет решающее значение: родство первой степени или смещение в два поколения? В неимоверном напряжении проходит день: заседает совет, старейшины проверяют целый ряд аргументов, но так и не находят ответа. Присоединившихся ни к той, ни к другой группировке нет, у заинтересованной стороны нет адвоката, не предпринимаются попытки выяснить «господствующее» мнение. Наконец эксперт по календарным знамениям высказывает приговор: первая степень родства налицо, брак является нарушением правил. Нарушителя надлежит изолировать, что тут же и осуществляется. Дом виновных переносят за пределы деревни, на юг, в штрафную зону, и все население участвует в этом действии. Супруги отторгнуты; они не имеют права принимать участие в каких бы то ни было мероприятиях в деревне, кроме похорон.
Идет ли здесь речь о механизме общественного мнения при разрешении конфликта? Перед нами, пожалуй, скорее скользящий переход к другим формам социального контроля. Э. Росс ни в коем случае не относил понятие социального контроля к общественному мнению, но судопроизводство он все же явно включил в социальный контроль. Пример с полинезийцами напоминает судебный процесс, хотя там нет ссылок на существующие законы и отсутствует институт адвокатов. Божий завет, формальное право и закон мнения — триединство, согласно Локку, -сливаются и при определенных обстоятельствах лишают индивида свободы действий, направленной на то, чтобы воспротивиться изоляции, проявив осторожность или объединив вокруг себя сторонников.
М. Мид обосновывает пользу исследований общественного мнения у примитивных народов тем, что у них в незамутненном виде существует то, что в современных обществах уже перепуталось. Предписания в племенах арапсшсй, иатмулов, полинезийцев различны, если сравнивать степень участия индивида (может или должен участвовать) в достижении или сохранении согласия. Арапе-ши требуют от индивида большой наблюдательности -правила изменчивы: то, что сегодня верно, завтра оказывается неверным и можно вдруг стать отверженным. У иатмулов индивид все же сохраняет известную значимость как сторонник одной из двух партий. У полинезийцев, где правила наиболее закосневшие, индивид полностью обезличен. Высокой чувствительности арапеша противостоит глубокий фатализм полинезийца. Квазистатический механизм оценки окружения в таких условиях не срабатывает.
Контроль соседей
Изменчива комбинационная модель общественного мнения у племени цуни, которую описывает М. Мид9. Здесь за каждым индивидом неотступно наблюдают соседи, поэтому общественное мнение постоянно воспринимается как негативная санкция. Это ведет к тому, что тормозится всякая деятельность и многие поступки вообще не совершаются. Аналоги же из современности показывают, что подобный контроль со стороны соседей не только не тормозит действия, но и провоцирует некоторые поступки, как, например, демонстративное вывешивание постельных принадлежностей каждое утро из окна как знак соблюдения норм гигиены. О четком функционировании в различных культурах механизмов общественного мнения по типу цуни говорят и другие обычаи, в частности, привычка не задергивать вечером гардины на окнах, чтобы с улицы можно было заглянуть в освещенную комнату, нежелание ставить забор в качестве символической защиты от соседей или запирать двери в комнату — в доме или в офисе.
Примечания
1См.: Т u r n h u I I С. M. The Forest People. A Study of the Pygmies of the Congo. New York, 1961.
3Ibid., p. 94—108 (глава «The Crime of Cephu, the Bad Hunter»).
3 Ibid., p. 112.
4 Ibid., p. 113.
5См.: Mead M. Public Opinion Mechanisms among Primitive Peoples. — Public Opinion Quarterly, vol. 1, July 1937, p. 5— 16.
6 Ibid., p. 8 f.
7 Ibid., p. 10—12.
8 Ibid., p. 12-14. 9 Ibid., p. 15f.
Глава XII
ШТУРМ БАСТИЛИИ: ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ
Опасаясь того, что рассказанные ею истории про жителей Новой Гвинеи или полинезийцев могут быть неправильно истолкованы — как отчеты об экзотических путешествиях, — М. Мид ищет новые параллели, чтобы показать общее в процессах общественного мнения. В качестве современного аналога процедуре предписаний у арапешей она выбирает то, что понятней американскому читателю, — пример линчующей толпы. В обоих случаях, по ее мнению, индивиды действуют спонтанно, ситуативно, т.е. поступают так, как им кажется правильным, без согласования с какой-либо группой или партией. И таким образом достигались определенные политические результаты. Странно, что М. Мид не видит колоссальных различий в ситуации осторожного арапеша, в чей сад забрела соседская свинья, и отдельного индивида в сутолоке линчующей толпы. Ни в коем случае арапеш не прибегает к спонтанным действиям, которые кажутся ему в данный момент правильными, «in forms of his own feeling on the subject» (как он сам ощущает)1. Он поступает чрезвычайно осмотрительно: подвергаясь социальному контролю, арапеш имеет все основания для того, чтобы в своих действиях попытаться заручиться поддержкой влиятельных соседей, друзей и т.п. Не в последнюю очередь он достигает этого приглашением на совместную трапезу.
Конкретная толпа: индивид ощущает общность и освобожден от наблюдения извне
Участник линчующей толпы, наоборот, не обращает внимания на соблюдение осторожности, ведь он не находится под строгим контролем других, осуждающих или отвергающих его поведение. Он полностью растворился в анонимной массе и, таким образом, освободился от социального контроля, без которого он не может сделать ни шагу в иных условиях — пока находится в поле зрения публики.
В качестве современного примера М. Мид выбирает ситуацию, именуемую спонтанной, явной толпой, или конкретной толпой (Л. фон Визе)2, т.е. массой людей в условиях физического или но крайней мере зрительного контакта, которая какое-то время выступает как целое. Это, несомненно, не прямая аналогия рассмотренным действиям арапеша. При решении проблемы с чужой свиньей согласие было достигнуто единодушно, хотя каждый участник спора сохранил свое лицо, имел определенную роль. Линчующая толпа как разновидность коллективного человеческого поведения привлекала внимание ученых и интеллектуалов со времен штурма Бастилии в период Французской революции. Огромное количество очерков и книг по психологии толпы в XIX и XX вв. было посвящено этим загадочным проявлением человеческой натуры. Однако это не способствовало лучшему пониманию процессов общественного мнения, а скорее затруднило его. Ощущалось диффузная связь (у М. Мид — идентичность) между всплесками массовой психологии и общественным мнением, но такие представления затушевывали характерные черты социально-психологического феномена общественного мнения, который был уже довольно четко разработан авторами XVII-XVIII вв.
В какой связи друг с другом находятся общественное мнение и вспышка психологии толпы? В поисках ответа на этот вопрос полезно вспомнить в качестве примера штурм Бастилии в описании французского историка И. Топа.
«Каждый район города— центр, а Пале-Рояль — самый большой из них. От одного к другому идет круговорот поручений, обвинений, депутаций, одновременно с этим поток людей выплескивается вперед, руководимый лишь собственной прихотью и случайностью движения. Толпа собирается то здесь, то там: ее стратегия — толкать и быть подталкиваемой. Ее представители попадают внутрь лишь там, где их впускают. Если они врываются к инвалидам, то лишь благодаря помощи солдат. С Бастилии стреляют с 10 часов утра до 5 часов пополудни, огонь идет со стен высотой 40 и шириной 30 футов, и случайно один из выстрелов попадает в инвалида на костылях... Толпу оберегают, как детей, чтобы ей причинили возможно меньше вреда: по первому требованию пушки отодвинуты с огневого рубежа, первую депутацию начальник гарнизона приглашает на завтрак, уговаривает солдат гарнизона не стрелять, если на них не нападают. Наконец он отдает приказ стрелять — ввиду крайней необходимости, чтобы защитить второй мост, при этом предупреждает, что будет стрелять. Короче, его терпение безгранично — что совершенно соответствует понятию человечности в ту эпоху. Люди фанатично пробиваются в условиях абсолютно неожиданной для них атаки и сопротивления, через пороховой дым, увлекаемые напором атаки; они не знают ничего, кроме броска на этот каменный массив, их подручные средства соответствуют уровню их тактики... Некоторые полагают, что захватили дочь начальника гарнизона, и хотят ее заживо сжечь, чтобы заставить ее отца сдаться. Другие поджигают солому на выступе здания и тем самым преграждают себе дорогу. "Бастилию не взяли силой, — говорит храбрый Эли, один из бойцов, — она сдалась еще раньше, чем ее вообще атаковали".
Это была капитуляция в ответ на обещание, что никому не причинят страданий. У гарнизона не хватило духу стрелять по живым мишеням из неплохого укрытия, к тому же солдаты пребывали в смятении от вида ужасающей толпы. Наступало лишь восемь-десять сотен человек... Но площадь перед Бастилией и прилегающие улицы заполнили толпы зевак, которые хотели видеть спектакль. Среди любопытных, по свидетельству очевидца, можно было видеть элегантных красивых женщин, которые оставили свои коляски в отдалении. С высоты бруствера ста двадцати солдатам гарнизона могло казаться, будто весь Париж против них. Это они опус"adsbygoogle" style="display:inline-block;width:980px;height:120px" data-ad-client="ca-pub-1201569435861782" data-ad-slot="2853903535">