в конце ХХ – начале XXI веков.

Устанавливая рубежи между этапами развития отечественной исторической науки в новейшее время, мы не можем игнорировать политический рубеж, пришедшийся на 1991 год. Однако, следует иметь в виду, что внутренняя эволюция исторической науки была подготовлена в предыдущие десятилетия. События августа 1991 г. имели свои корни в «перестройке» и «ускорении», начавшихся в период, когда Генеральным секретарем КПСС становится М.С.Горбачев. Развернувшиеся в это время сложные общественные процессы нашли самое непосредственное отражение в общественных науках, и история оказалась здесь на передовых позициях. Таким образом, предпосылки к формированию новых подходов к проблемам отечественной исторической науки стали проявляться уже в середине 1980-х годов. События августа 1991 год открыли новую страницу как в истории страны, так и в общественных науках, включая отечественную историю и историографию. С этого времени многие подспудные процессы в исторической науке, которые начались в годы "перестройки", выходят на поверхность общественной жизни.

Марксистско-ленинская историческая концепция с ее гипертрофией классового подхода, уже в середине 1980-х годов стала быстро терять свою монополию. Отстоять эту концепцию в полном объеме оказывалось все труднее, объяснить с ее позиций все явления общественной жизни также оказалось невозможным, а сам марксизм-ленинизм быстро утрачивал ореол универсальной теории. В рядах его сторонников царила растерянность. Одной из последних, по времени, серьезных попыток укрепиться на прежних позициях стала публикация в газете «Советская Россия» 13 марта 1988 г. статьи Н. Андреевой «Не поступлюсь принципами». Публикация вызвала бурную полемику в обществе, в том числе и в среде историков, так как в ней среди других поднимались и вопросы отношения к нашему историческому прошлому.

В исторические споры по существу включилось все общество, что прежде всего стало заметно в системе образования: ни студентами ВУЗов, на даже учениками средней школы прежние подходы не воспринимались, казались скучными и отвлеченными. Поток исторической информации из СМИ, где все чаще стали выступать публицисты или историки, ставшие публицистами, заставлял отходить от многих шаблонов в преподавании истории партии, научного коммунизма, других идеологических дисциплин.

Распад СССР привел к распаду бывшей советской исторической науки и в прямом, и в переносном смыслах этого слова; историки, ранее принадлежавшие к единой интернациональной советской школе, теперь ориентировались на различные государственные, национальные интересы и традиции, и это еще более усложнило обстановку в исторической науке. В 1991 г. окончилось существование советской исторической науки. На ее развалинах начали формироваться исторические школы новых государств, возникших на пост советском пространстве, в том числе и историческая школа нового государства Российской Федерации.

Говоря об исторической школе Российской Федерации мы имеем в виду прежде всего изменения политических, государственных, географических рамок. Она стала развиваться отдельно от историографии Украины, Казахстана, Грузии, Литвы и т.д., однако внутри ее сохранялись различные точки зрения, продолжалась борьба мнений, принимавшая порой достаточно острые формы.

Дискуссии в обществе с конца 1980-х гг. велись уже не по частным проблемам, не по вопросам освещения той или иной страницы в истории партии или значения в ней той или иной личности, а по глобальным вопросам места партии в обществе, соотношения истории КПСС с другими историческими дисциплинами.

Историки, особенно занимавшихся ХХ веком, уже явно стала раздражать необходимость в своей работе постоянно оглядываться на решения очередного съезда или пленума ЦК КПСС, не допускать отклонений от трактовок истории партии, дававшихся партийными функционерами или «организаторами науки».

Начиная со второй половины 1980-х гг. наступил период (он не завершен и по настоящее время), когда исторические взгляды многих, если не большинства, профессиональных историков, определялись прежде всего их политической позицией. При этом важно отметить, что этот водораздел наметился в отношении истории всех периодов, касалось ли дело оценки крещения Руси, движения Степана Разина или революции 1905 года.

С другой стороны, историки, отошедшие или отходящие от марксистского понимания истории, представляли собой очень разнородную массу. Кроме того, в историческую науку хлынул широкий поток слабо подготовленных в профессиональном отношении историков, а также неспециалистов: публицистов, журналистов, даже математиков, которые заявляли о «борьбе со стереотипами», о «новых взглядах» на историю, стремились к сенсациям на историческом поле, меняли в оценках «плюсы» на «минусы», и наоборот.

Объективной причиной для активной деятельности публицистов от истории был необычайно возросший в обществе интерес к прошлому нашей страны и народа. Общество, не получая необходимой исторической информации в стенах учебных заведений, работавших по старым, (с некоторыми поправками), программам бросилось читать эту разнообразную по качеству литературу.

Поворот этого времени в какой-то степени напоминал поворот, совершенный М.Н. Покровским в 1920-е годы. Так же, как и тогда, история России стала представать как цепь мерзостей, только через такую призму рассматривалась дореволюционная история, а теперь – советская.

Однако и здесь также не было единства. Некоторые историки, осознавая явные недостатки советской исторической школы, стремились вернуться в освещении истории страны на позиции дореволюционной исторической науки, но это также не снимало многих вопросов.

В целом следует признать, что состояние исторической науки, характер поисков нового отразили не только различия в исторических концепциях ученых, но и политическое состояние российского общества этого времени.

Вышеуказанные процессы усложнили и стали кардинально менять ситуацию в отечественной исторической науке. С одной стороны, исследователи получили невиданную до этого в течение многих десятилетий самостоятельность научного поиска и преподавательской деятельности. С другой стороны, обилие новой информации, свобода выражения своих научных и политических взглядов начала изменять "систему координат" в исторической науке, спровоцировали кризис истории как науки и как учебной дисциплины.

Следует иметь в виду, что наука, как и общество в целом, оказалась в условиях рыночных отношений. Это продиктовало необходимость изменения, а не развития многих сторон научного и учебного процессов. Изменение условий развития науки нашло отражение и в реорганизации органов управления наукой и образованием. Так на определенном этапе было сформировано «Министерство по делам науки, высшей школы и технической политики Российской федерации», так административно подчеркивалась задача усиления практической, прикладной результативности научной работы. Одновременно ведущие ученые ставили вопрос об опасности сворачивания фундаментальных исследований, определяемых личностью ученого.

Обострение политических споров о путях развития общества вызвало повышенный интерес к наследию отечественных мыслителей прошлого, размышлявших в свое время о судьбах отечества. Это, в свою очередь, привело к тому, что вопросы историографии отечественной истории, в самом широком смысле этого слова, оказались в зоне не только научных споров, но и широких общественных дискуссий.

Вообще следует отметить, что в это время в обществе пробудился беспрецедентный интерес к отечественной истории. Исторические аналогии, исторические примеры использовали в спорах с оппонентами не только ученые, но и политики, общественные деятели, простые граждане, исторические сюжеты привлекали внимание журналистов, работников всех средств массовой информации. Активизируется деятельность по изданию работ зарубежных исследователей по истории нашей страны.[106]

Наиболее наглядно и очевидно изменения в общественной жизни применительно к исторической науке получили выражение в изменениях организационных структур исторической науки. Прежде всего, они были связаны с политическими изменениями. Из названий, из географии и программ работы организаций, учреждений, программ, исследований исчезло все, что было связано с исчезнувшим понятием "Советский Союз". Необходимость этих изменений была закономерной; теперь уже не было "Академии наук СССР", "Института истории СССР АН СССР", журнала "История СССР", и т.д.

Далее, изменения были связаны с новыми политическими реалиями, со ставшей очевидной потерей позиций марксизма-ленинизма в исторической науке. Закрываются, перепрофилируются или реорганизовываются многие научные исторические учреждения и организации, которые были идеологически связаны с советским прошлым: Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Академия общественных наук при ЦК КПСС, Институт общественных наук при ЦК КПСС и их дочерние структуры в регионах. Дальнейшая судьба этих учреждений часто зависела не столько от качества и количества научной продукции, сколько от организационных и деловых качеств их руководителей, их связей с новой политической верхушкой. По этим же направлениям изменяется фактический статус Высших учебных заведений исторического профиля, соответствующих отделений и кафедр.

Кризис историко-партийной науки во второй половине 1980-х годов был очевиден. Принципиальное значение в этом смысле имел тот факт, что еще за два года до событий августа 1991 г., 22 августа 1989 г., приказом № 685 Госкомитета СССР по народному образованию было фактически отменено преподавание в ВУЗах прежней «истории КПСС», а заодно и «политэкономии социализма», и «научного коммунизма». Таким образом, новые тенденции в общественных установках и взглядах на историческую науку стали получать уже и организационное подкрепление.

Меняются программы преподавания. В массовом порядке происходит отказ от формационного подхода в учебной и научной практике. Бывшие кафедры «Истории КПСС», «научного коммунизма», «марксистко-ленинской философии» меняют профиль работы; на их базе создаются кафедры с более созвучным времени названиями: «политологии», «культурологии» и т.д., на которых главным образом прежними преподавателями теперь читаются соответствующие курсы, а также история предпринимательства, история цивилизаций, религиоведение и т.д.

Вместе с тем, получив свободу научного творчества, в начале 1990-х гг. историки столкнулись с проблемами, с которыми они уже несколько десятилетий до того не сталкивались. Прежде всего, финансирование исторической науки, как и фундаментальной науки вообще, резко сокращается. Это меньше сказалось на больших ВУЗах, где велись комплексные исследования, на базе которых можно было осуществлять хоздоговорные работы и вести коммерческую деятельность (МГУ, ЛГУ и др.), но нанесло чувствительный удар по многим учреждениям академического профиля. В частности, резко упали престиж и уровень оплаты труда сотрудников соответствующих институтов Академии наук. Так, за период 1991-1996 гг. реальное финансирование Российской академии наук (РАН) уменьшилось более чем в 5 раз.

Вместе с тем, в стране открываются частные или полугосударственные высшие и средние учебные заведения, ведущие занятия по собственным учебным планам, начинают деятельность различные корпоративные институты, фонды, научные центры и т.д. Ряд из них действовал на базе расформированных учреждений.

Многие научные учреждения (точнее, их руководители) распродают оборудование, технику, сокращают штаты сотрудников, сдают в аренду принадлежащие им помещения – словом, пытаются приспособиться к новым отношениям в условиях, когда одной наукой не проживешь. Так исчезают целые научные направления. Получают распространение платные формы обучения. Начинаются попытки приватизации имущества ряда исторических учреждений и в ряде случаев самих этих учреждений, а также архивных и библиотечных фондов.

Воспользовавшись сложным материальным положением российской науки (в том числе и исторической) в России развернули бурную деятельность ряд зарубежных, прежде всего американских, организаций и учреждений. Деятельность ряда из них началась еще в 1980-х годах.

Руководители этих учреждений проявили повышенный интерес к научным разработкам российских ученых (как и ученым государств – бывших республик Советского Союза), и с начала 1990-х гг. активизировалась практика выдачи системы грантов российским специалистам в различных областях науки. Предварительно грантодержатели запрашивали подробные планы научной тематики научных учреждений с подробным описанием идеи работы, путей достижения результатов и т.д. Например, в 1983 г. в США Демократической партией был создан Национальный Демократический институт международных дел (НДИ); целью его была объявлена помощь демократическим учреждениям и содействие развитию ценностей плюрализма в «новых и возникающих демократиях». В программах Института значилась работа с «широким демократическим спектром политических партий и правительств», что он может вносить существенный вклад в укрепление демократии и помогать странам, где «демократия родилась недавно» и «в недемократических странах, где существуют демократические движения», так как это служит «высшим интересам США – установлению более стабильного мира посредством демократизации политики и развития плюрализма». Деятельность НДИ в период перестройки была перенесена и на территорию СССР.

Однако особенно активную деятельность развернул миллиардер Джордж Сорос, руководитель компании «Фонд Сороса». Сорос объявил одной из своих целей обновление гуманитарного образования в России. В феврале 1993 г. им было передано России 10 млн. долларов на реформы образования в России, издание учебников для школ, переучивание 125 директоров и 200 преподавателей школ, создание 9 экспертных комиссий по вопросам высшего образования. Грантами награждаются «известные первооткрыватели новых путей в области гуманитарного образования», директора школ и гимназий.

Лишь в 1994 г. было присуждено 2116 грантов от 5 тыс. до 70 тыс. долларов. 13 млн. долларов было распределено в виде индивидуальных грантов (в размере 500 долларов на человека). Всего было выделено 32 млн. долларов; кроме грантов на поездки на зарубежные конференции, производились подписки на научные журналы для библиотек, производилась разработка программ подключения научных учреждений к международным телекоммуникационным сетям и т.д. Всего за первые годы работы Фонда на эти и другие цели было выделено 100 млн. долларов США.

Вместе с тем, уже в первой половине 1990-х гг. деятельность Сороса в России, впрочем, как и в ряде других стране Восточной и Центральной Европы, стала вызывать критику научной общественности. В его адрес были выдвинуты обвинения в том, что в его программах заложена деградация общественного сознания, что его деятельность направлена на изменение ментальности российского общества. В стране появились уже не «российские», а «соросовские» учебники, программы, соросовские учителя, профессора и т.д. Его обвинили также в том, что эти программы имеют коммерческую направленность и массив научных разработок, попавших в его руки, в обозримом будущем принесет ему существенные дивиденды.

Постепенно новые формы поддержки оригинальных и фундаментальных научных исследований становятся обыденностью. Доказательством этого служит широкая деятельность Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Свою особую роль в поддержке науки играют гранты Президента Российской Федерации. Существуют многочисленный частные инициативы, нацеленные на специальные программы.

Оценивая изменение условий развития исторической науки. Необходимо учитывать серьезную реорганизацию архивов. О расширении доступа к архивам заговорили еще в середине 1980-х. Был облегчен доступ к материалам ведомственного хранения, в том числе ряда министерств, а также ЦСУ СССР. После 1991 года была проведена работа по передаче архивов КПСС и КГБ СССР на государственное хранение. Занималась этим вопросом комиссия во главе с М.Н. Полтораниным.

Определенной реорганизации были подвергнуты и исторические архивы. Историки получили дополнительную информацию о хранящихся в архивах материалах. Наиболее характерным можно считать пример с историей материалов Русского зарубежного исторического архива (РЗИА). Архивисты стали делиться с историками информацией, содержащейся в документации, сопровождающей историю архивных фондов, их передач, перемещений, реорганизаций и т.д.

Одновременно возникли и проявились новые тенденции, связанные с коммерциализацией деятельности архивов, монополией на информацию тех, кто хранит материалы, кто получает право продажи копий, в том числе за рубеж. Развилась практика «исследовательского» вывоза архивной информации. Появляются и частные архивы. Таким образом, одни белые пятна закрывались, другие неизбежно появлялись.

Реорганизации коснулись не только архивов, но и библиотек. Наибольший интерес представляет судьба библиотек ликвидированных историко-партийных научных центров. Библиотеки утрачивались, переподчинялись. Так, известно, что библиотека Московской высшей партийной школы вошла в состав библиотеки Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), судьба библиотеки ИМЭЛа не решена до сих пор и т.д.

То, что после 1991 г. наступил принципиально новый этап развития исторической науки, было вызвано целым рядом причин. Среди них - те, которые были обусловлены внутренними процессами развития самой исторической науки, а также внешние - политические и социально-экономические. Вместе с тем, не следует преувеличивать внешний (по отношению к науке) фактор: к этим изменениям привела и сама логика развития исторической науки. Новые подходы определялись, пробивали себе дорогу; 1991 г. дал выход всем процессам, которые накапливались внутри исторической науки в течение десятилетий. В этом смысле политические решения имели значительное влияние на формы, в которых развивалась историческая наука, но не могли оказать существенного влияния на содержание тех процессов, которые происходили внутри нее.

Историческая наука оказалась в эпицентре политических дискуссий. Особенно ярко это проступает на страницах периодических изданий. Появилось значительное число популярных и научно-популярных периодических изданий разного направления и уровня, которые обнаруживают устойчивый интерес именно к исторической проблематике.

В свое время особую роль в пропаганде новых подходов к истории КПСС сыграл журнал «Известия ЦК КПСС». Открытие архивов и новые задачи интерпретации источников решал журнал «Источник». Появилась масса популярных и научно-популярных изданий разного политического направления: «Новый Вавилон», «Родина», «Былое», «Наше наследие», «Историк и художник», «Одиссей», «THESIS», « Россия ХХ век» и многие другие. В создании этих журналов приняли участие не только политические институты разной ориентации, но и частный бизнес.

Активизируют свою деятельность по изданию и переизданию исторической литературы многие старые издания, одновременно появляются и новые издательские центры: «Новый хронограф», «Владос», предметом специального рассмотрения может уже стать деятельность издательского объединения «МОСГОРАРХИВ», широкое издание исторической литературы осуществляет издательство «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН) и др.

Возникают и развиваются новые формы объединения историков по исследовательским интересам. Это могут быть форумы, ассоциации, постоянно действующие семинары, фонды и т.д. Причем, многие из таких творческих союзов вырастают из советской эпохи, базируются на фундаментальных школах, многие складываются вокруг новой, требующей коллективного исследования проблематики, многие связаны с политическими и религиозно-этическими приоритетами.

Проблемы социально-экономической истории для многих исследователей оказались приоритетными несмотря на известный спад в разработке этой проблематики. Заслуга в этом должна быть отнесена на счет Центра экономической истории при историческом факультете МГУ (ЦЭИ). Центр возник по инициативе В.И. Бовыкина, сейчас его возглавляет Л.И. Бородкин. Деятельность ЦЭИ находит отражение в Ежегоднике (Экономическая история. Ежегодник).

Одним из крупных современных отечественных центров по разработке проблем исторической психологии Международная ассоциация исторической психологии, созданная в 1997 г. в Санкт-Петербурге. Первым шагом к ее формированию стала Международная междисциплинарная научная конференция «Поиски исторической психологии», прошедшая в форме научного семинара 21-22 мая 1997 г. Инициатором создания Ассоциации был В.И. Старцев. Сейчас ее возглавляет С.Н. Полторак. Результаты своих научных разработок Ассоциация размещает на страницах журнала «КЛИО».

Создаются организации, которые берут на себя миссию распространения духовности. Так, в 1990 г. создается Славянский фонд России. Совместно с Российской академией наук, институтом славяноведения РАН Фонд регулярно проводит научные конференции и симпозиумы.

С 1984 г. действует Ассоциация по комплексному изучению русской нации. Под ее эгидой проходят ежегодные конференции («декабрьские встречи»). Это своеобразное национальное научное объединение. Практически все материалы этих конференций издаются. Кроме того, Ассоциация публикует сочинения идеологов "русской идеи", оригинальные сочинения ее членов и сторонников, труды мыслителей прошлого[107].

Сразу после 1991 г. количество различных форумов, на которых историки обычно собираются и обсуждают актуальные вопросы исторической науки (конференции, симпозиумы, конгрессы, "круглые столы" и т.д.) сокращается, что было вызвано организационными и финансовыми трудностями. Однако уже во второй половине 1990-х гг. эта работа заметно активизируется.

Ряд подобных мероприятий был посвящен проблемам, которые в советский период не были предметом специального рассмотрения. Кроме того, вырабатывались новые формы таких мероприятий. Так, издательство «Нестор», специализирующееся на выпуске научно-исторической литературы, начало с 1995 г. регулярно проводить Всероссийские заочные научные конференции. Среди тем, ставших предметом научного рассмотрения, – проблемы Российского казачества, вопросы отечественной историографии, взаимоотношения Востока и Запада, классы и социальные группы в истории России, Российское предпринимательство: исторические традиции и духовные изменения и др.

На базе ВУЗов, научных учреждений, музеев, издательств проводятся мероприятия, посвященные юбилейным датам деятелей отечественной исторической науки недавнего прошлого. Некоторые из них имели поистине всемирное значение и проводились на государственном уровне. Например, в 2003 г. широко отмечалось 300-летие Санкт-Петербурга, в 2005 г. - 250-летие МГУ, отмечались другие знаменательные даты, и историки принимали в них активное участие. Однако возобновилась практика проведения сугубо научных мероприятий.

Ряд из них был посвящен обсуждению проблем историографии, которые занимают в последние годы все более видное место в исторической науке. Это связано с необходимостью научно осмыслить перемены в подходах к некоторым историческим проблемам на переломном этапе истории. Традиционными стали конференции, посвященные памяти выдающихся ученых, в первую очередь советских историков. Так укрепляется научная преемственность в разработке целого ряда тем, одновременно идет плодотворный историографический анализ пройденного наукой пути. В 2001 г. под эгидой РАН была проведена конференция «Историческое знание и интеллектуальная культура» (2001 г.), межвузовская конференция «Россия и современный мир: проблемы политического развития» (2001 г.); «Источниковедение и историография в мире гуманитарного знания» (к 80-летию С.О.Шмидта, Москва, 2002 г.). Среди упоминавшихся заочных конференций фигурировали темы «Изучение истории России: наиболее актуальные историографические тенденции» (2003 г.), «Россия глазами мемуаристов: анализ неизвестных и малоизвестных воспоминаний» (2004 г.); в 2004 г. ГИМ провел научную конференцию «История России XIX в. и проблемы ее интерпретации в музейных экспозициях», где одной из важнейших проблем стали проблемы историографии. Указанный список носит, естественно, характер случайной иллюстрации и может быть расширен и тематически, и географически

Чрезвычайно важно, что в данную работу активно включаются и российские провинциальные центры, которые проводят региональные, межрегиональные и всероссийские форумы. Например, проводятся конференция "Российская провинция и Московский университет" (Калуга, 2002 г.),, межрегиональная конференция «Научное наследие академика Л.В.Черепнина и российская история в Средние века и Новое время» (Рязань, 2005 г.), «Интеллигенция в истории России и российских регионов. К 90-летию профессора Н.К.Лисовского, 60-летию профессора В.Ф.Мамонова, 10-летию Общественного фонда «Будущее Отечества»). (Челябинск, 2005 г.), и др.

Характеризуемый период отмечен не только серьезными политическими и структурными изменениями. Наиболее значительные подвижки прошли в сфере методологии и теории исторической науки. Процесс был непросты и неоднозначным, а в некотором смысле и постепенным. Важно понимать, что в середине 1980-х гг. научный поиск шел, во всяком случае, внешне, в русле социалистической традиции, и имел заявленной целью "возвращение на магистральный путь" развития марксистско-ленинской теории. С началом "перестройки" основной целью историков было заявлено возвращение к «ленинской традиции» в понимании модели общественного развития, и в том числе и в значительной степени в области исторического познания. Одновременно ставился вопрос об альтернативности российского исторического процесса, определялось место России в мире начала ХХ века. Россия определялась как страна второго эшелона капиталистического развития с догоняющим типом.

Волобуев Павел Васильевич(1923 – 1997), доктор исторических наук, профессор, академик РАН с 1990 года. Окончил исторический факультет МГУ в 1950 году. Ученик К.В. Базилевича, И.Ф. Гиндина, А.Л. Сидорова. Один из лидеров «нового направления» в советской исторической науке. Представители этого направления считали, что Октябрьская Революция 1917 была вызвана не высоким уровнем развития капитализма в России а обострением крестьянского вопроса и многоукладным состоянием экономики России. Ему принадлежат многочисленные работы по предреволюционной истории России, а также теоретические работы по проблемам выбора путей общественного развития.

Вместе с тем, хотя официально с 1980-х годов научный поиск шел в формах социалистических подходов, на практике историки быстро выходили из-под идеологического влияния, тем более, что это происходило на фоне активного вовлечения в научный оборот новых материалов при одновременном ослаблении цензуры. Смена парадигм в отечественных гуманитарных науках проходила постепенно. Приобрели популярность взгляды Раймона Арона на марксизм. В 1992 году издается труд Арона «Этапы развития социологической мысли». Широко стали пропагандироваться взгляды европейской социал-демократии.

Расширялось и углублялось представление о возможностях теории формаций. Историки постепенно отходили от формационно-классовой установки. Толчком для постановки проблемы соотношения формационного и цивилизационного подходов, как методологических парадигм стало издание в 1991 году фундаментального труда А. Дж. Тойнби «Постижение истории». К этому моменту прошло уже 30 лет с первой публикации этой работы. Поэтому и в отечественной научной практике интерес к идеям Тойнби появился задолго до 1991 года. Значительное серьезное обсуждение проблемы соотношения формационного и цивилизационного подходов состоялось, в том числе, в 1983 году на V1 Всесоюзном координационном совещании. Тема обсуждения звучала так: «Цивилизация и исторический процесс». (Цивилизация как проблема исторического материализма. Ч.1. Социально — философские вопросы цивилизации. М., 1983 г.). Впоследствии эта тема обсуждалась неоднократно. (Цивилизационный подход к истории: проблемы и перспективы развития. Воронеж, 1994г.; Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994г.).

Получают распространение так называемые «специальные методологии»: микроистория, гендерная история, история повседневности и так далее. Внимание обществоведов привлекает теория элит. Широко пропагандируются методы французской исторической школы «Анналов». Значительную роль в распространении этой методологии сыграл А.Я. Гуревич. Это обнаружило устойчивый интерес отечественной науки ХХ века к опыту зарубежной историографии, подчеркнуло неслучайный характер этого интереса. Особенно сильным в контексте расширения методов социально=экономических исследований стало влияние взглядов и теоретико-методологических подходов Макса Вебера, акцентировавшего внимание на религиозной этике как факторе хозяйственного действия. Бурно развивается социальная история, культурология, политология. Обществоведы включились в обсуждение «эпохи постмодерна"[108].

После перерыва в несколько десятилетий были опубликованы и стали предметом научного интереса и, в значительной степени и историографической оценки, труды многих мыслителей прошлого. Причем были опубликованы работы тех мыслителей, имена которых ассоциировались с позициями «почвенничества», «русской идеи», тех, кто отстаивал идею самобытного развития России. Среди них были не просто известные, но и всемирно знаменитые мыслители: Бердяев Н.И., Булгаков С.Н., Данилевский Н.Я., Кавелин К.Д., Карсавин Л.П., Трубецкой Е.Н., Лосский М.О., Леонтьев К., Новгородцев П.И., Розанов В.В., Флоренский П.А, Хомяков А.С. Эрн В.Ф., Шестов Л. и др. Некоторые фамилии были широко известны в Советском Союзе. Однако их творчество было знакомо читателям далеко не в полном объеме. Как это случилось, например, с К.Э. Циолковским, который был известен как «отец космонавтики», но чьи философские труды до этого времени не публиковались [109].

После того, как они были введены в научный оборот, новым поколениям исследователей, да и просто интересующимся историей отечественной общественной мысли, стало понятным, что идея укрепления российской государственности, необходимости учета в государственном строительстве национальных особенностей не могла быть принята властной верхушкой, пришедшей к власти в 1917 г. А потому эти работы и не издавались, или были попросту запрещены. Изложенная в них позиция шла вразрез с основополагающими принципами «пролетарского интернационализма».

И хотя идеи названных мыслитетей не всеми были восприняты (они не воспринимаются однозначно еще и по сей день), они вновь обрели статус историографического факта, и теперь проходить мимо него, не замечать почвеннической концепции стало невозможным. Тем более, что эта позиция оказалась хорошо теоретически и исторически обоснованной. Открыто спорить и опровергать эти взгляды никто из их противников не решался, и чаще всего их взгляды их оппонентами стали нарочито огрубляться, сводиться к элементарным постулатам.

Вместе с тем, деятельность этих авторов вызывала пристальный интерес в обществе, и появились работы с анализом их взглядов и опытами оценок того, какие выводы из их работ можно сделать применительно к современности. Сегодня можно говорить о восстановлении данной традиции и, в известном смысле, о ее продолжении в новых условиях (Г. Гачев, В. Кожинов, С. Куняев, И. Шафаревич и др.) [110].

Историософский характер наследия, введенного вновь в широкий научный оборот, пришелся, как нельзя кстати, в условиях распространения тенденции к междисциплинарному диалогу в сфере науки. Многие стали работать на стыках истории и других гуманитарных дисциплин: социологии, экономики и истории экономики, филологии, философии и т.д. Гуманитарная мысль была втянута в обсуждения основных проблем теории познания, в рассмотрение вопросов, связанных с обсуждение предмета исследования в различных гуманитарных науках, а затем и в рассмотрение вопроса о «научном» мировоззрении. Историки пришли в сфере методологии к постановке тех проблем, которые поднимал сто лет назад В.О. Ключевский, обративший внимание на метод «народно-психологического чутья».

Несмотря на разнообразие методологических подходов и широкий спектр теорий, применявшихся для интерпретации истории, выработка новой концепции отечественной истории оказалась сложной задачей. Для начала было необходимо скорректировать концепцию истории КПСС, приблизив ее к новым политическим веяниям.

Начинается лихорадочный поиск материалов, издание работ, посвященных жизни и деятельности руководителей, функционеров советского государства, который быстро распространяется и на деятелей других эпох. Бесспорным завоеванием этого времени можно считать пробуждение интереса к истории личности, которая действовала в истории, попытки отойти от шаблонов в освещении жизни и деятельности исторических персонажей. В основном это, правда, касалось деятелей революции и в первую очередь тех из них, кто был в 1930-е годы раздавлен репрессивной машиной государства.

Последовало издание серии политических портретов деятелей революции и социалистического строительства. К этому времени относится усиление внимания к истории политической борьбы внутри советского общества. Активизируется пересмотр оценок ряда партийных и государственных деятелей советской эпохи, правящих элит, династий. Корректировка существенных моментов опыта социалистического строительства (НЭП, коллективизация, внешняя политика и т.д.).

Предметом рассмотрения становятся взгляды, концепции общественного развития, предложенные в свое время Л.Д.Троцким, Н.И.Бухариным, А.И.Рыковым, Г.Димитровым, К.Радеком и другими деятелями советского государства и международного коммунистического движения. Появляются многочисленные статьи, газетная и журнальная публицистика, сборники, начинается активная публикации источников, появляются монографии[111].

Правда следует отметить, что всплеск интереса к фигурам деятелей советского государства оказался достаточно кратковременным. Достаточно быстро исследователям стало ясно, что Л.Д.Троцкий или Н.И.Бухарин не несли в своих программах ничего принципиально нового, и разногласия подавляющего большинства «оппозиционных групп» с «ленинским ЦК» внутри правящей партии в 20-30-е годы были тактическими. С другой стороны, эти работы позволили исследователям углубить представления о становлении отечественной модели социализма, об идейной борьбе в обществе вокруг вопросов становления и функционирования нового строя.

Однако в общем потоке публикаций оказались и работы мыслителей, которые, работая в рамках социалистической государственности, имели свои оригинальные взгляды на то, какова должна быть экономическая модель развития народного хозяйства (Базаров В.А., Кондратьев Н.Д., Чаянов А.В. и др.)[112].

Ко второй половине 1980-х гг. относятся активные попытки ряда историков КПСС выработать новую концепцию истории партии. Основное содержание их работы сводилось к поискам первоначальной, «истинно ленинской», не искаженной позднейшими наслоениями (во времена И.В.Сталина, Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева) концепции отечественной истории. Ко второй половине 1980-х годов относятся инспирированные М.С.Горбачевым попытки пересмотра ряда концепций истории партии, и как следствие - отечественной истории. Этот опыт корректировки исторических трактовок имел серьезные не только научные, но и политические последствия.

Знаменательно, что в этой работе активное участие принимали не только профессиональные историки, но и деятели культуры, искусства[113].

Авторы этих работ стремились по-новому взглянуть на проблемы НЭПа, коллективизации, партийного строительства, детально разобраться, что же собой представляло «ленинское завещание», ставили вопрос о том, «какое общество мы построили». Подавляющее большинство историков не заявляло (а вероятно, и ставило) своей целью отказ от рассмотрения истории страны с позиций марксистско-ленинской методологии, не ставили задачи выхода из социалистической модели общества; актуальным было требование «больше социализма». Скорее можно говорить о множественности подходов, о спонтанном отказе от тех шаблонов и клише, которые десятилетиями держались в науке и противоречили историческим фактам, что становилось особенно ясно в условиях расширения историографической и источниковой базы. И быстрее и отчетливее всего это стало понятным именно в сфере истории КПСС.

Характерным было, например, пояснение редакторов одного из первых «перестроечных» сборников: «Урок дает история» (В.Г.Афанасьев и Г.Л.Смирнов). Они указали, что сборник «родился по инициативе редакции газеты «Правда», отмечали, что «у авторов прослеживается господствующее желание помочь читателю разобраться в некоторых важных вопросах истории партии» и выражали надежду, что книга «поможет преподавателям школ и вузов, учащимся старших классов, студентам, слушателям системы партийного просвещения, а также всем, кто интересуется историей партии»[114].

Составитель другого аналогичного сборника также указывал: «Весна 1985 г. положила начало перестройке. С тех памятных дней прошло немногим более трех лет, и ныне уже воочию видна неразрывная связь этого курса с возрождением ленинизма, с восстановлением ленинской концепции социалистического строительства. Именно поэтому интерес к прошлому, всегда усиливающийся на крутых поворотах истории, сегодня прикован прежде всего к проблемам советского общества. …И это естественно, ибо речь идет об исправлении ранее допущенных ошибок, ликвидации застойных явлений и т.п. Предстоит в кратчайший срок придать социализму современные черты, соответствующие условиям и потребностям НТР, сама природа которой позволяет социализму обрести, как говорится, второе дыхание, обновить все стороны жизни общества, максимально проявить гуманистический характер»[115].

К концу 1980-х гг. относится и попытка создания очерков истории партии. ЦК КПСС была сформирована группа историков партии и под эгидой ведущего в те времена учреждения в этой сфере, Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС («Отдел истории КПСС») началась работа по созданию принципиально новых по сравнению с «каноническим» учебником «Истории КПСС» под редакцией Б.Н.Пономарева (выдержавшего множество изданий) очерков истории КПСС.

Авторы в своей работе попытались учесть все новое, и в плане концептуальном, и в плане расширения источниковой базы. Работа эта оказалась незавершенной, однако вряд ли имеются основания утверждать, что этому помешал 1991 год. При том, что в числе авторов были знающие и квалифицированные ученые, от них, по традиции, требовалось не изложение истории партии в соответствии с имеющимся массивом источников, с новейшими достижениями в области науки, а исполнение определенного социального заказа. Однако мысль авторов просто не успевала (да и не могла успеть) за быстрой эволюцией политического курса верхушки КПСС. Действительность все настоятельнее приводила к выводу: историю правящей партии нельзя было подретушировать в частностях, хотя бы имевших большое значение. Альтернативы Краткому курсу не было.

Вместе с тем, новые условия, когда не было больше доминирующей идеологии, создали потребность в создании новых концепций исторического процесса, отличных от тех, которые были созданы в советский период и объявлявшиеся обязательными для руководства.

Новым историографическим явлением, характерным именно для этого этапа развития исторической науки, является пробуждение в обществе интереса к духовному, религиозному, прежде всего, православному, подвижничеству как проявлению нашей духовности, активное вовлечение в отечественную политическую жизнь и одновременно – в отечественную историческую традицию творческого наследия православных мыслителей, православной литературы. Последнему обстоятельству в немалой степени способствовало широкое празднование в 1988 г. тысячелетия крещения Руси.

Существенно возрастает поток соответствующей публикуемой литературы. На прилавках книжных магазинов появляются книги христианского Священного Писания и священные книги других конфессий России, труды отцов Церкви, работы по истории церкви, по вопросам вероучения. Широко издаются сочинения религиозных деятелей: Серафима Саровского, Стефана Пермского, Оптинских старцев, православных мыслителей прошлых лет и нового времени: Розанова, Бердяева, отца Сергея Булгакова, Карташева и др. Возобновляется (переиздается и продолжается) агиографическая традиция: литература о Сергии Радонежском, Иосифе Волоцком, Иоанне Кронштадтском, патриархе Тихоне и других деятелях отечественного Православия. Можно говорить и о возобновлении традиции изложения истории с позиций религиозно-нравственных; прежде всего в этой связи следует упомянуть оказавшие огромное влияние на российское общество трудов Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, в которых исторические сюжеты занимают важное место[116].

Православную церковь стали привлекать к различным мероприятиям государственные и общественные структуры. Так, по существу в общенародный праздник, проводимый по всей стране, превратился День славянской письменности и культуры, отмечаемый в память равноапостольных Кирилла и Мефодия, болгарских просветителей, создателей славянской письменности и азбуки (кириллицы). Московский патриархат, Правительство Москвы и Российская Академия наук учредили Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), выдающегося иерарха Русской православной церкви, историка, богослова; к Макариевскому конкурсу стали привлекать авторов исторических сочинений и публикаций источников по различным номинациям.

Огромное значение для переосмысления роли православия в отечественной истории имело соединение двух ветвей русской мысли. Возвращение «русского зарубежья» в Россию еще не завершено, но его влияние на исторические концепции очевидно. [117] Еще не прошел период адаптации «русского зарубежья» к условиям развития современной исторической науки.

А условия эти достаточно сложны. В рассматриваемое время продолжали работу профессиональные историки, которые создали себе известность еще в 1980-х гг. попытками пересмотра устоявшихся оценок и уже были известны как реформаторы: Д.А. Волкогонов, Рой Медведев, В.Т.Логинов и ряд других.

Пытались сохранить себя в историографии диссиденты советских времен: В.Суворов ("Ледокол", "День-М", "Последняя республика. Почему Советский Союз проиграл Вторую мировую войну. М., 1995; А. Некрич "22 июня 1941 г.", А. Авторханов. «Империя Кремля», и др.). В их работах страна предстает как средоточие зла, царство несправедливости и антигуманности.

В то же время в исторической науке появился и новый тип авторов, которых можно условно назвать «историками-любителями» (М. Аджиев («Мурад Аджи»), А.Т.Фоменко, Г.В. Носовский и др). В девяностые годы ХХ в. подобная литературы выходила огромными тиражами, что заставляло историческую общественность лишь строить предположения, на чьи средства и с какой целью предпринимаются эти издания. На грани веков эта деятельность приняла такие угрожающие масштабы, что не только историческое сообщество, но и сами падкие на сенсации СМИ начинают проявлять тревогу по этому поводу.

«В любом книжном магазине раздел «История» на три четверти наполнен разнообразными «Другими историями», «Новыми альтернативами», «Тайнами русского народа» и прочим веселым бредом, - констатировал популярный еженедельник «АиФ-Москва» в статье под названием «Сомнительная история»: «При таких раскладах нам действительно остается нанимать гадалку, которая точно скажет: Борис Годунов убил царевича Димитрия или наоборот. Может быть, стоит задаться вопросом: нужно ли так лихо пересматривать историю?»[118]

Профессиональные историки старались отвечать на эти выпады[119]. Правда, здесь не было полноценной научной дискуссии, столкновения мнений и точек зрения. Поэтому данная полемика по существу не имела научного значения, а сводилась к указаниям на грубые ошибки в построениях "историков-любителей", выявлению их политической ангажированности, пренебрежения источниками и незнания историографии вопросов, о которых брались писать.

Эти работы делали свое дело, да и общество начинает уставать от назойливого, подобно рекламе, навязывания взглядов, потерявших остроту новизны и не находивших новых аргументов в свою защиту, и интерес к сочинениям «историков-любителей», которые всячески уклонялись от открытой полемики со специалистами, постепенно притупляются. Их «научная кухня» была специалистам понятна. «Творческая манера» …псевдоисториков однотипна, это прежде всего полный произвол в отборе и использовании фактов, - пишет Н.И.Никитин. - Добросовестный исследователь сначала анализирует источники и специальную литературу, а затем делает выводы. У дилетанта же обычно все наоборот. Вначале он непонятно каким образом (чаще всего исходя из политических пристрастий) формирует свою точку зрения на те или иные события, явления и процессы (т.е. делает выводы), а затем и специальную литературу, и первоисточники использует таким образом: «находит» в них лишь то, что отвечает его представлениям, - с чем он согласен, причем совершенно независимо от степени достоверности, научной обоснованности «найденного». Ну, а то, что не подходит, не укладывается в его «концепцию», в упор «не замечается», будь оно хоть в сотни раз убедительнее. Дилетанту неважно, откуда почерпнуты нужные ему сведения: из документальных источников или из легенд и мифов, из капитальных трудов серьезных историков или из легковесных работ таких же дилетантов, из исследований, являющихся последним словом в науке или из устаревших, давно отвергнутых наукой. Лишь бы эти сведения отвечали его представлениям об изучаемом предмете. С той же целью локальные явления он может представить как глобальные, а встречающиеся в науке догадки и гипотезы – как твердо установленные факты. А если и этого покажется мало для обоснования полюбившейся ему «теории», если в источниках и работах исследователей содержатся только расходящиеся с ней сведения и «не заметить» их никак нельзя, дилетант действует по принципу: раз факты против меня, то тем хуже для фактов – они объявляются «ложью официальной историографии» или чьей-то «фальсификацией», а ссылки для обоснования своей точки зрения даются на вообще не существующие в природе, мифические «данные[120]».

Тем не менее, профессиональные историки не слишком активно включились в работу на этом направлении. Известный историк А.Г.Кузьмин в одной из своих последних работ указывал на недооценку учеными опасности дилетантизма. Он считал, что за многими изданиями стоят мощные теневые структуры; эти издания наносят обществу огромный вред, и «те, кто, наблюдая мародеров, не пытаются их остановить или хотя бы осудить, сами становятся таковыми, причем в самой важной для выживания общества форме».[121]

Кузьмин Аполлон Григорьевич(1928-2004), профессор, доктор исторических наук, крупный историк, публицист и общественный деятель. «В его научной и общественной деятельности нашли свое отражение историческая судьба России, идейная и духовная борьба, творческие искания отечественной интеллигенции середины XX — начала XXI веков. Глубокий знаток древнерусской истории и летописания, А.Г. Кузьмин выдвинул целый ряд оригинальных и научно обоснованных концепций в области таких фундаментальных проблем российской истории, как происхождение славян, образование Древнерусского государства, крещение Руси, развитие общественно-политической мысли и др. В рамках созданного Аполлоном Григорьевичем научного направления решались комплексные задачи теоретического осмысления методов исторического и источниковедческого анализа, их применения в конкретных исследованиях, что фактически привело к переосмыслению переломных эпох всей истории России с позиции взаимоотношений Земли и Власти.»[122].

Характеризуя современный этап развития исторической науки, нельзя не учитывать того факта, что профессиональные историки оказались и сложном и непривычном для них положении. Научный труд в смысле житейских условий становился все более неблагодарным: организационные формы науки испытывали кризис, материальные условия работы ухудшались. Теперь для повышения тиражей историкам надо было бороться за читателя (раньше этой проблемы не существовало). Если ранее типографии и издательства без затруднений выпускали плановые исследования (планы составлялись заранее на ряд лет вперед), то теперь они также перешли на рыночные отношения.

Действительно, многие научные работы, выпускавшиеся в советское время, грешили сложным для восприятия изложением материала, наукообразностью, неумением заинтересовать аудиторию, откликаться на события современности. Часть профессиональных историков испытывали затруднения, будучи вынужденными работать в новых условиях. Стало невозможным прятаться за универсальные марксистские схемы, стали востребованными самостоятельность и оригинальность научного мышления, умение донести до потребителя научной продукции результаты своей работы.

Вместе с тем, критика цеха профессиональных историков со стороны ряда «интеллектуалов», раздававшаяся со страниц периодических изданий грани веков, оказалось в значительной степени преувеличенной. Многие профессиональные историки выдержали конкуренцию, и на книжных прилавках стали появляться выдержавшие проверку временем работы корифеев советской исторической науки Б.А.Рыбакова, М.Н.Тихомирова, Н.И.Павленко, Е.В.Тарле, А.Н.Сахарова, В.Л.Янина.

Продолжается плодотворная исследовательская традиция изучения социально-экономической истории. Ученые нашли обновленный ракурс подачи крестьянской темы.[123] Советская история обогатилась развитием социальной темы, изучением судеб крестьянства, исследованием индустриализации. Откликнулись историки и на потребности общественного развития, обусловившие обращение к традиции отечественного предпринимательского опыта, прикоснулись и к истории бизнеса. Многие завоевания советской исторической школы были развиты в новых условиях. Можно смело утверждать, что смена поколений в исторической науке прошла благополучно. Традиции не были порушены. По-новому начинает высвечиваться в исторической литературы роль таких ранее находившихся "в тени" деятелей отечественной истории, как П.А. Столыпин, В.В. Шульгин, члены императорской фамилии и т.д. Биографический метод сочетается с традиционным для отечественной исторической науки охранительством.[124]

В российской исторической науке полностью определился намеченный еще в рамках советской исторической науки 1980-х гг. отход от былого единомыслия. Вместе с тем, как одну из характерных черт развития исторической науки в новое время, приходится констатировать ослабление творческих связей внутри исторического сообщества, исчезновение исторических школ крупных исследователей. Вместе с тем следует подчеркнуть, что эти традиции были устойчивыми как в дореволюционный, так и в советский периоды.

Данная тенденция, вероятно, связана с другой характерной чертой развития исторической науки: явной тенденцией к смене научных интересов исследователей, к расширению спектра изучаемой тем или иным исследователем проблематики или совмещению им различных научных интересов. Объяснение этому в каждом случае должно быть конкретным, однако мы выделили бы на наш взгляд важнейшие:

- возможность широкого доступа к материалам, их освоения вширь, что давало материальную возможность для совмещения разработки различных научных направлений;

- в определенной степени распространение на историческую науку законов рынка; появление большого количества научных изданий, журналов, учреждений, которые стали заказывать и оплачивать разработки, ранее не осуществлявшиеся в отечественной науке, что заставляло историков осваивать новые темы. Можно утверждать, что с началом нового века спрос на услуги историков-профессионалов, умеющих грамотно, профессионально и доходчиво излагать исторический материал, возрос. Этому способствовало и укрепление финансовой базы издательств (издательства-однодневки к этому времени, как правило, уже прекратили свое существование), и других потенциальных заказчиков указанной литературы;

- стремление освободиться от стереотипов, довлеющих над исследователем, смена тематики – один из самых очевидных и радикальных путей к этому.

Такое положение расшатывает единство «исторической школы» как сообщества единомышленников, занятых исследованием смежных проблем и объединенных единством подходов, методики, взаимовыручкой в целях максимально комфортного выживания в широком научном сообществе. Это становится неактуально и невозможно практически; клановость (в этически нейтральном смысле «коллективности») уступает место повышению личной ответственности историка, его индивидуальной популярности (или непопулярности) как преподавателя или исследователя. Это же ослабляет нити, связывающие исследователя с конкретным научным или учебным заведением – то, чем в советское время историки необычайно дорожили, ибо в современных условиях научное и материальное благополучие ученого складывается по другим законам и правилам.

Историческое познание несет на себе неизбежную печать мировоззрения исследователя, которое пересекается или не пересекается с мировоззрением населения прошлых эпох. Отсюда и линии противостояния в историческом познании, обозначающие весь опыт прошлых поколений. Одной из основных линий противостояния в исторической науке этого времени становится противостояние «демократов» и «почвенников», в известном смысле повторившее прежний спор «западников и славянофилов». Мы не можем говорить об этих направлениях как о научных школах; между представителями каждого из этих лагерей могли быть серьезные противоречия, однако и тех, и других объединяли некоторые общие мировоззренческие принципы, прежде всего их отношение к государству, к обществу и к личности, к их взаимоотношениям, к взаимовлиянию национального и общечеловеческого, оценка исторического пути, пройденного Россией и т.д. – все эти вопросы служили водоразделом в самом общем, научно-мировоззренческом плане. Таким образом, вновь обостряются споры о путях дальнейшего развития российского государства, и на этом фоне происходит возрождение (естественно, на новом историческом этапе и в новой форме) давнего и традиционного спора "западников" и "славянофилов".

Сторонники тех и других используют имеющиеся в их распоряжении издания, или открывают свои, ведут борьбы на страницах других изданий, и в общественной жизни на историческом фронте разворачивается борьба, в которой с одной стороны выступают «Огонек», «Московские новости», «Московский комсомолец», «Мегаполис-экспресс», "Новый Вавилон" и т.д., с другой - "Русский вестник", "Русский дом", "Наш современник", "Национальная газета" и др.

Говоря обобщенно, первые считали главной целью сегодняшнего российского общества построение общества, аналогичного западным демократиям, и в своих публицистических работах прямо указывали на западную демократию как на эталон, а в работах исторических старались выявить и проследить «уклонения» от магистральной линии развития цивилизации, допущенные в России. Они восприняли многое из более ранних оппозиционных теорий альтернатив, цивилизационных подходов и проч.

Вот типичная позиция сторонников этой позиции. «Главная задача - дать цельное представление об историческом пути России, показать становление и развитие страны, являющейся цивилизационно неоднородным обществом, выявить воздействие мощных цивилизационно формирующих центров – Востока и Запада. Исторический материал излагается в компаративистском ключе. История России рассматривается в сравнении со странами Запада и Востока.

Принципы цивилизационного подхода позволяют:

- Определить историческое место России в мировом человеческом сообществе, понять особенности ее общественной организации и культуры в сравнении с опытом разных народов.

- Дать цельное представление об историческом пути страны во всей его сложности, о цивилизационного плана причинах трудностей в ее развитии при колоссальном человеческом и природном потенциале.

- Высветить альтернативы общественного развития на разных этапах истории страны, раскрыть коллизии борьбы вокруг проблем исторического выбора и причины победы определенных сил в тот или иной момент истории».[125]

Россия ими не воспринимается как единое целое («…если страна превеликая, и не страна даже, а страна стран, то чем в ней может быть «общество» как не сложной многоуровневой, многоцивилизованной мозаикой, ассоциацией непохожих (и заинтересованных в своей непохожести) обществ, общин, земель»[126].

Вторые считали необходимым в условиях кризиса цивилизации сохранить национальные особенности развития России. ( С. Куняев, "Наш современник", "Родина" АКИРН, Патриотизм: общероссийский и национальный. Истоки. Сущность. Типология. Сборник. Сост. Е.С.Троицкий. М., 1996; Александр Севастьянов. Время быть русским. Третья сила. Русский национализм на авансцене истории. - М.2004.) Председатель Ассоциации по комплексному изучению русской нации, профессор Е.С.Троицкий писал: "Патриотизм - это чувство любви к Родине, воплощенное в служении ее коренным интересам, некая сила, цементирующая этнос или группу этносов. Русская привязанность к Отечеству - сугубо специфический продукт нашей духовности. Это видно из истории страны, из смысла национальной цивилизации, складывавшейся веками…"[127]

Изучение консервативно-охранительного начала, традиционализма сопровождается и попытками синтеза традиционализма и западничества. Появились концепции, создающие образ некоего «русского европейца» и свидетельствующие о том, что идет борьба за традицию, за наследство. Никто из современников «перестроечных» событий не хочет оказаться в зоне оценки, данной российской революционной интеллигенции в «Вехах».

Специалисты в области истории отечественной мысли пытаются сделать новые шаги в изучении интеллигенции и избежать рассмотрения обязательных для научного анализа вопросов о наследии западников и славянофилов, о революционной интеллигенции и ее «вкладе» в судьбы России, о соотношении либеральных ценностей и государственно-охранительных и пр. То есть о тех вопросах, которые уже поставлены в науке и ждут своего ответа. Попытки писать историю с чистого листа, очевидно, связаны с субъективным фактором.

Конечно, выделение в историографии направлений – «почвенник», «демократ», «марксист» и проч. – в высшей степени условно. Позиции основной массы историков, которые старались осознать и объяснить исторический процесс с учетом новых условий, в которых действовала историческая наука, не поддаются однозначному толкованию. Да и указанные позиции чаще всего не существовали в «чистом виде», а в работах конкретных специалистов по конкретным сюжетам могли причудливо сочетаться и приводить к самым неожиданным результатам.

Хотя, в распоряжении историков на настоящий момент не имеется работы, которая бы содержала систематическое изложение истории познания нашего прошлого в том числе и недавнего, представляется, что отечественная историческая наука уже подходит к тому рубежу, который позволит с подлинно научных позиций рассмотреть и оценить путь, пройденный отечественной исторической наукой за все десять с лишним веков ее существования. Доказательством тому служит обостренный интерес современной науки именно к историографии. Главной формой такой научной историографической рефлексии пока остаются справочные и биографические издания.[128]

Несомненным завоеванием современного периода явилось огромное по сравнению с предыдущим этапом развития науки расширение историографической и источниковедческой базы исследований. В особенности по истории ХХ в., и возвращение в науку и общественно-политическую практику значительного количества ранее забытых или просто запрещенных к упоминанию имен и событий. Из спецхранов библиотек стали извлекаться и публиковаться сочинения ранее запретных дореволюционных и зарубежных историков, в научный оборот стали вовлекаться и становились доступными для исследователей сочинения эмигрантов, покинувших Советский Союз, собранные ими документы.

Таким образом, предметом научного рассмотрения теперь могут стать взгляды и концепции всех историков, всех школ и направлений. Стало возможным системное рассмотрение отечественной историко-научной познавательной практики. Теперь нет необходимости исключать из системы отечественной историографии Г.В. Вернадского, Романа Гуля, С.П. Мельгунова, Б.Н. Николаевского, Ивана Солоневича, Л.А. Тихомиров Л.А. и многих других [129]. Тем более нет оснований смотреть на их концепции с позиции силы или последнего победившего принципа.

Историографическому осмыслению пройденного пути способствует и тот факт, что издаются и переиздаются исторические сочинения историков, работы которых были малоизвестны не только широкому читателю, но иногда и специалистам. Общественный интерес приводит к тому, что круг этих работ постоянно расширяется расширяется, многие из них переиздавались по несколько раз. Среди них Беллярминов И.И., Бестужев-Рюмин К.Н., Князьков С., Костомаров Н.И., Полевой Н.А., Платонов С.Ф. и др [130].

Одновременно переиздается историографическое наследие. Издаются труды по историографии, принадлежащие перу историков прошлого: К.Н. Бестужева-Рюмина, М.Н. Милюкова и др. [131] Мы избавляемся от ненужной апологетики концепций тех или иных историков, основанной на психологическом принципе «поддержать обиженного или гонимого». Это относится и к трудам таких историков, как, например Л.Н. Гумилев [132].

Вместе с тем, следует понимать, что историческая наука долгое время не была готова к разработке нового курса по историографии потому, что то, что могла сказать советская историография в рамках марксистско-ленинского, классового подхода уже было сказано. В начале 1990-х гг. процессы внутри исторической науки были столь бурными и противоречивыми, что подводить какие-то итоги, давать оценки было очень сложно. Однако по мере постепенного преодоления кризиса ситуация меняется, и интерес к истории самой науки начинает принимать реальные формы. Выходят из печати сборники трудов по некоторым проблемам историографии.[133] Эти материалы содержат уже значительный аналитический элемент, и то, что они базируются на разных политических и мировоззренческих позициях не должно мешать пониманию их научного содержания.

В рассматриваемое время, особенно со второй половины 1990-х гг. и особенно с началом нового века в большом количестве стали издаваться общие курсы по истории России. Это были обобщающие труды, а также учебники и учебные пособия для высшей и средней школы [134]. При всей непохожести названных и неназванных их объединяло по меньшей мере одно важное обстоятельство: их авторы старались уйти от освещения истории нашей страны через историю правящей партии. В советское время такое совмещение дисциплин было обычным делом, особенно это касалось советского периода, когда внутренние партийные оценки различных событий и явлений преподносились как объективная истина и в полном объеме переносились в историю страны.

При интерпретации нашей дореволюционной истории широко используются концепции классиков отечественной исторической науки. Наряду с неизменно пользовавшимися большим спросом сочинениями М.Н. Карамзина, В.О. Ключевского, отчасти С.М. Соловьева, массовыми тиражами издаются, прежде малоизвестные в обществе и малодоступные для историков, учебники и общие курсы Н.И. Костомарова, Н.А. Полевого, Д.И. Иловайского, С.Ф. Платонова, И.И. Беллярминова и других историков прошлого. Ренессанс пережили исторические труды П.Н. Милюкова.

Современные историки предпринимают попытки компилятивного характера соединить отдельные этапы отечественной истории и выстроить историческое пространство от Владимира Святого до Владимира Путина.[135] Но следует признать, что этап формирования единой государствено-охранительной концепции истории России не наступил. Период не завершен. Единой концепции истории России с учетом событий ХХ века нет.

События 1991 г. оказали существенное влияние на развитие отечественной исторической науки. Прежде всего, они изменили содержание самого понятия «отечественной исторической науки». Необходимо было осознать новое положение и состояние российской исторической науки в отличие от прежней, советской, а также дореволюционной. Они заставили российских историков решать множество новых организационных проблем. Они заставили решать и новые творческие задачи, активно заняться проблемами методологии, философии истории, осваивать достижения смежных наук.