II. Вопросы и задания проблемного и творческого характера

1. Как понятие «воспитание» связано с понятиями «социализация» и «формирование»?

2. Воспитание как общественное явление, как процесс взаимодействия поколений является предметом и объектом исследования многих наук. Докажите этот факт.

3. Каковы пути и способы устранения и разрешения противоречий?

4. Изобразите при помощи схемы суть и основное содержание следующего утверждения:

«Воспитание осуществляется в рамках определенных систем, выступающих в качестве его факторов (семья, учреждения общественного образования, учреждения культуры, здравоохранения и т.п.); цели воспитания (формирование знаний, способов учения, отношений, опыта деятельности и общения) реализуются в процессе обучения и во внеучебной деятельности; самовоспитание при этом является условием и результатом достижения целей».

5. Как вы оцениваете роль воспитания и его взаимосвязь с другими факторами развития человека?

6. Прочитайте высказывания о воспитании. Какое из них наиболее полно отражает ваш взгляд на воспитание. Ответ аргументируйте.

· «Всякое искусство, и искусство воспитания тоже, имеет целью выполнить то, чего не достает от природы» (Аристотель).

· «Прекрасна неточная наша наука …похожа, если не на искусство, будем скромнее, то на ремесло в высоком понимании этого слова» (А. Лиханов).

· «напротив, воспитание должно направляться одной системой законов, подобных естественным законам…» (А.С. Макаренко).

· «Жизнь слишком коротка, чтобы в совершенстве овладеть великим искусством воспитания детей …» (Н. Винер).

· «Педагогика – наука об искусстве воспитания и обучения детей. Стопроцентная наука, котрая признает тайну, интуицию, судьбу, оставаясь при этом строгой наукой…» (С.Л. Соловейчик).

· «Педагогика – наука целесообразная…, но педагогика – это и политическое искусство воспитания …» (А.С. Макаренко).

7. Прочитайте работу И.З. Гликмана (Приложение 1) и тезисно сформулируйте значение воспитания в жизни ребенка.