А.2.2.1.2. Ролевая концепция

Помимо организационных единиц, при моделировании цепочек процессов в категориях, связанных с бизнесом, описываются типы работников, например, специалисты по продаже, бухгалтеры, операторы машин, специалисты по закупке. Однако функции редко привязывают к конкретным индивидуумам, поскольку в этом случае при переводе сотрудника на другую должность или его уходе из компании пришлось бы вносить изменения в описание бизнес-концепции. Термин «роль» служит для описания типа работника, обладающего вполне определенной квалификацией и навыками (Caller. Vom Geschaftsprozefimodell zum Workflow-Modell. 1997, с. 52-58; Rupietta. Organisationsmodellierung. 1992; Esswein. Rollenmodell der Organisation 1992).

Квалификационные параметры вводятся в класс КВАЛИФИКАЦИЯ и привязываются к РОЛИ посредством ассоциативного класса ПРОФИЛЬ (см. рис. 50). Например, роль «инженер по продажам» будет включать следующие квалификационные критерии: диплом по промышленному инжинирингу и практический опыт работы в области продаж. С точки зрения должности, к квалификации могут предъявляться определенные требования. Некоторые роли могут связываться с должностями по принципу «хорошего соответствия».

При описании ролей можно также дифференцировать классы пользователей – тех, кто проектирует ИС, и тех, кто ими пользуется. Позже такие классы пользователей могут служить для определения привилегий доступа к данным и функциям. В зависимости от навыков и частоты использования ИС можно выделить следующие категории:

• эпизодические пользователи;

• профессиональные пользователи;

• эксперты

(Martin. Application Development. 1982, с. 102~10б; Davis, Olson. Management Information Systems. 1984, c. 503-533). Для конкретизации классов пользователей мы введем специальное отношение КЛАСС ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ.

На прикладном уровне организационные метамодели аналогичны структуре данных систем управления персоналом (Scheer. Business Process Engineering 1994, с. 491). Однако хотелось бы отметить, что системы управления персоналом ставят в фокусе внимания конкретных индивидов, тогда как ролевые концепции описывают только типы работников, т.е. определенные классы. Кроме того, системы управления персоналом предполагают гораздо более дифференцированное описание фактов.