Этапы развития ребенка

По мнению Монтессори, в процессе развития ребенка можно выделить определенные этапы.

Первый этап – от рождения до шести лет. В этот период ребенок обладает "впитывающим" сознанием, почти исчезнувшим у взрослых. Дети учатся узнавать окружающий мир, понимать и приспосабливаться к нему. Происходит формирование основ их интеллекта, создаются некие прообразы будущего религиозного чувства, национального и социального самосознания.

К году малыши умеют различать людей и окружающие их предметы. Маме нужно только показать способ манипуляции с ними. В этот период ребенок сам формирует основу своего интеллекта. "Природа словно сохраняет каждого малыша от воздействия человеческого знания, отдавая предпочтение тому внутреннему наставнику, что руководит им", – пишет Мария Монтессори. Достигнутые успехи так велики, что в три года ребенка уже можно признать сформировавшимся человеком. Обучение в этом возрасте – естественный процесс, стихийно развивающийся в человеке не в результате объяснения старших, а на основе собственного опыта. Стало быть, задача воспитателя – не объяснять изучаемый материал, а сформировать у ребенка серию мотивировок культурной деятельности в специально подготовленной обстановке.

Несмотря на разнообразие своих проявлений, тип умственной деятельности в период от рождения до 6 лет остается единым. Этому возрасту свойственна глубокая трансформация личности, и в 6 лет ребенок становится настолько разумным, что уже готов к обучению в школе.

Абсорбирующий разум или второй этап – от шести до двенадцати лет – характеризуется развитием без резких качественных изменений. Только физический рост весьма очевиден, а с точки зрения психики это период спокойный, безмятежный и устойчивый. Он наиболее благоприятен для усвоения основополагающих категорий культуры, так как в этом возрасте ребенок способен нести требуемую школой умственную нагрузку: он понимает то, что говорит учитель, и у него хватает усидчивости, чтобы выслушивать и усваивать.

Третий период – от двенадцати до восемнадцати лет – своими бурными трансформациями напоминает первый этап. Физическое развитие достигает зрелости, складывается новый тип психики. После восемнадцати лет человек может считаться полностью подготовленным к жизни. Но готов ли он? И почему столько дипломированных молодых людей не способны работать по специальности?

Мария Монтессори и многие психологи вслед за ней изучали эту проблему и пришли к выводу, что наиболее важный отрезок жизни приходится не на студенческие годы, а скорее на первый период, от рождения до шести лет, поскольку именно тогда формируется человеческая индивидуальность.

У ребенка впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его. При помощи того, что его окружает, ребенок создает собственную "умственную плоть". Монтессори назвала это "абсорбирующим разумом", когда впечатления как бы сливаются с человеком.

Так, в беззаботной жизни, прыгая и играя, малыш выучивает язык во всех его грамматических тонкостях. Гуляя, не прикладывая никаких усилий, он познает самые разные вещи и надежно удерживает в памяти полученные знания. Окруженный любовью и радостью, узнает обо всем непреднамеренно, постепенно переходя от неосознанности к осознанию.

Каждый возраст требует подготовки своей особой среды, и помещать ребенка одного возраста в среду для детей другой возрастной категории просто опасно. Сама Мария Монтессори считала, что идеальным местом для ребенка до трех лет является родительский дом.