Правила взаимоудобной жизни

Правила в группе Монтессори не предусматривают ни наказаний, ни наград, потому что Мария Монтессори считала (и сегодня ее позиция подтверждена многими детскими психологами), что ни то, ни другое неприемлемо в отношении маленького ребенка. Его нельзя наказывать, но и награда лишь порождает дух соревнования и может пробудить зависть, поскольку, когда один выигрывает, все остальные проигрывают. В педагогике Монтессори принято не хвалить, а поддерживать и одобрять то, что сегодня у конкретного ребенка получилось лучше, чем вчера или два часа назад.

Правила:

Не бойтесь перехвалить малыша!

Он не вырастет от этого зазнайкой. Зато быстрее станет самостоятельным, обретет чувство свободы и уверенности в себе. Как часто родители гордятся : «Моему сыну только четыре года, а он умеет считать, знает все буквы и даже складывает некоторые слова по слогам!» А вот то, что малыш не умеет сам застегнуть молнию на курточке или путает правый башмак с левым, их не волнует: подрастет - научится. Но все как раз наоборот. Уже с трех лет пора учить ребенка самостоятельно ухаживать за собой, за своей одеждой, убирать игрушки, наводить порядок в комнате. Почему это так важно? Потому что воспитывает в нем самостоятельность, и чем раньше он научится быть независимым от взрослых, пусть пока в самых простых делах, тем увереннее он будет в себе.

Поощряйте самостоятельность.

Как же развивать в ребенке стремление к самостоятельности? Пусть главным принципом станет: хвалить малыша как можно чаще. Этим вы его не испортите, напротив, вызовете у ребенка желание освоить новые навыки, сделать что-то еще лучше. Не ругайте, если малыш что-то сделал не так: например, разлил молоко или разбил тарелку. Он же знакомится с жизнью: узнает, что жидкость разливается, а стекло бьется. Помогите исправить оплошность: «Держи-ка совочек, а я веником соберу осколки. Ну, какой же ты молодец! Как мне помог». Это очень важный момент: малыш учится осмысливать законченный процесс: насорил-убрал; разлил-вытер. У него не будет боязни сделать что-то не так.

Будьте терпеливы

Чтобы научиться чему-то, ребенку нужно время. Мы же, живя на бегу, не умеем с этим считаться. «Ну что ты все копаешься! Дай-ка я сама тебя одену!» - говорит дочке раздосадованная мама. А потом удивляется: «Ты уже большая и до сих пор не умеешь сама правильно и быстро одеваться!» А кто малышку этому научил? Вам некогда? Тогда оденьте ребенка сами, но что-то оставьте сделать ему. Например, зашнуровать башмаки. Когда он научится с этим справляться, займитесь пуговками: «Давай-ка застегнем: одну - я, другую - ты». Вот так, поэтапно, шаг за шагом, от колгот до курточки, малыш научится одеваться сам - быстро и правильно. Очень хорошо ребенок осваивает сложные «операции» - учится застегивать пуговицы, молнии, пряжки, шнуровать ботинки, если это превратить для него в игру. Ткань со вшитой молнией или пряжкой, шнуровкой натяните на рамку, пусть малыш тренируется. Можно и просто дать ему для этого ботинок или ремень. Устройте соревнование с ним: кто быстрее справится с заданием? Победа доставит ему огромное удовольствие.

Малышу должно быть удобно

Любой маме хотелось бы, чтобы ее ребенок к трем годам умел сам чистить зубы, умываться без посторонней помощи. Но всякий раз, когда вы ведете его в ванную, для него это превращается в скучную обязанность. Повесьте ему полочку, чтобы он мог без вашей помощи достать мыло, щетку, пасту, полотенце. А папа пусть сделает специальный стульчик, чтобы ребенок сам мог дотянуться до крана.

Приучайте к порядку

Очень важно, чтобы малыш как можно раньше научился любить порядок: убирал игрушки, одежду. С этого начинается привычка к аккуратности и, что пожалуй не менее важно, организованность. Говорите почаще своему ребенку: «Как я люблю, когда у тебя порядок, как это красиво!» Малыш с удовольствием делает то, что так нравится маме, он же любит ее.

Собственность малыша

К трем годам у ребенка уже сильно развито чувство собственности, и это тоже помогает развивать самостоятельность. Одно дело, если вы скажете малышу:«Опять у тебя все игрушки разбросаны. Наведи-ка, пожалуйста, порядок!» И совсем другое, если иначе: «Какие же у тебя красивые игрушки! Но их надо беречь, а то они могут заболеть. Давай-ка уберем их на ночь на место, им там будет тепло и удобно!» Очень хорошо, например, завести ребенку именно его цветок. Пусть он его поливает, следит за ним, ухаживает.

Чувство ответственности

Самостоятельность и независимость - это не только практические навыки, которыми ребенок владеет, а потому многое может делать без помощи взрослых. Это и чувство ответственности, и чем раньше малыш узнает, что это таое, тем лучше. Очень хорошо, если, конечно, у ребенка нет аллергии, завести дома кошку или собаку и учить малыша ухаживать за ними. «Пойди, покорми, пожалуйста, щенка. Он уже проголодался и просит у тебя еду». Пусть малыш потом вымоет мисочку. Доверьте ему вытирать лужицы, а перед прогулкой надевать на щенка ошейник. Постепенно ребенок привыкнет к тому, что ответственность связана с заботами, что у него есть определенные обязанности перед существом, которое он любит.

Практические навыки

Вы заметили, что малыша словно магнитом притягивает кухня? Почему? Он подсознательно ощущает: это самое организованное место в квартире. Крупы насыпаны в специальные банки, у тарелок и кастрюль свои места, отдельно разложены вилки, ложки и ножи. Как же ему хочется все это рассмотреть и изучить, «попробовать» этот порядок на ощупь. Так и позвольте ему пересыпать крупу, перебирать фасоль или горох, мыть посуду. Отличный тренинг - разбирать изюм. Поставьте перед ребенком мисочку с ягодами и три блюдечка, пусть раскладывает: маме, папе, себе. Каждую изюминку малыш берет двумя-тремя пальчиками, он получает удовольствие, выполняя «нужную» работу, а заодно разрабатывает ручки. Дети очень любят возиться с водой, она дает им удивительное успокоение. Затеяв постирушку или просто переливая воду из сосуда в сосуд, ребенок испытывает чувство самоутверждения, у него появляется уверенность в себе. А мамы часто запрещают детям это делать, опасаясь простуды. И зря! Разденьте ребенка до майки, обуйте в резиновые тапочки и пусть на здоровье возится в ванной, там же тепло.

Развивайте творческие способности

Не бойтесь дать малышу и возможность свободно обращаться с красками: не просто рисовать, а от души, как ему того хочется, поработать с цветом. Пусть папа сделает для него мольбертик, постелите клеенку на пол, наденьте на ребенка блузу, чтобы не боялся перепачкаться, и не мешайте ему - пусть творит! Такие занятия развивают в ребенке стремление к свободному творчеству. Потом помогите ему навести порядок.

Свободный выбор

Очень важный момент в воспитании самостоятельности и независимости - научить ребенка делать свой выбор. Положите перед ним несколько книжек. «Какую мы почитаем?» Или: «Какой мы посмотрим фильм?», «Во что будем играть?» И непременно поинтересуйтесь: «А почему ты хочешь именно это?» Ребенок должен научиться свой выбор связывать с мотивацией - происходит законченный психологический процесс. А это значит, в будущем он научится, прежде чем принимать какое-то решение, обдумывать и обосновывать его. Все это - простые житейские приемы, но, используя их в воспитании, вы многого добьетесь. Развитое чувство самостоятельности поможет вашему ребенку, когда он станет взрослым, чувствовать себя сильным и уверенным в жизни.