Принцип наглядности обучения.

Принцип наглядности - это один из самых известных принципов обучения, использующийся с древнейших времён. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешнему раздражителю, наибольшей чувствительностью у большинства людей обладают глаза. Это значит, что органы зрения пропускают в мозг больше информации в пять раз, чем органы слуха, 30 раз, чем тактильные органы.

Но впервые принцип наглядности был основан в педагогической теории в 17 веке, его обосновал чешский педагог Я.А.Коменский. Он считал наглядность основой успешного обучения. Песталоцци рассматривал как средство развития логического мышления. А Ушинский впервые обосновал использование данного принципа с особенностями психического развития детей.

Наглядность помогает в обучении, делает его наиболее лёгким, доступным, простым.

Современная трактовка данного принципа сводится к следующим положениям:

- под наглядностью понимается организация чувственного познания.

Чувственные органы являются:

А)средством общего развития школьника (чувственное познание – это отражение окружающей действительности через ощущение и восприятие, и представление, а это и есть знания о человеке, животных, растениях и т.д.)

Б) чувственные органы используются для формирования понятий, правил, доказательств.

- Одной из сторон организации чувственного познания является использование наглядных пособий.

Группы наглядности:

А) натуральные, реальные предметы

Б) плоскостные - картины, рисунки

В) объёмные пособия – муляжи, модели

Г) символические и схематические

Д) ТСО

Наглядные пособия и ТСО могут использоваться для формирования новых знаний и повторения старых. Поэтому могут использоваться на разных этапах обучения: при объяснении, закреплении, обобщении, на контрольных уроках.

Принцип наглядности реализуется тогда, когда:

- наглядность соответствует целям и задачам урока

- когда рационально сочетается со словом

- когда урок не перегружен наглядностью

- когда учитель правильно находит время, место и длительность использования наглядных пособий.